Ирина Герасимова
Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Фольклорные праздники как способ приобщения детей к русской культуре.
«От рождества до крещения»
Подготовительная к школе группа
Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
• Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
• Познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Колядки»;
• Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
• Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
• Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Тип проекта:
• по числу детей – групповой, воспитанники подготовительной группы;
• по доминирующему методу – игровой, информационно-творческий;
• по продолжительности – средней продолжительности.
Интеграция с образовательными областями:
• Коммуникативно – личностное развитие;
• Познавательное развитие;
• Художественно – эстетическое развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие.
Актуальность
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников – Колядки. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее празднуется от Рождения до Крещения. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов, колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания. Дети с огромным удовольствием распевают колядки, т. к. они близки им своим веселым содержанием, незатейливой мелодией.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника, непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Поэтому и возникла идея в проведении праздничной недели «От Рождества до Крещения» силами педагогов, родителей и воспитанников.
Проблема проекта
К сожалению, мы отходим от народных традиций в проведении календарных праздников, в том числе зимнего веселья «Колядки», тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Участники проекта
• Музыкальный руководитель;
• Воспитатели подготовительной группы;
• Родители;
• Дети подготовительной групп 6-7 лет.
Сроки реализации проекта – 1 месяц - январь
Ожидаемые результаты проекта:
• Приобщение детей и родителей к традиции русских народных гуляний – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии, изготовление костюмов и атрибутов.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к родной истории.
Планирование работы над проектом:
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: рефлексийный (формулировка выводов, составление рекомендаций, постановка задач на будущее).
Материалы к проекту:
1. План проведения проекта «Колядки».
2. Приложение:
• Организованная образовательная деятельность по теме «Святки» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).
• Наглядный материал.
• Технология изготовления рождественского печенья «Козули».
• Консультация для родителей «Колядование на Руси».
• Консультация для родителей «Гадание на Святки».
• Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».
• Консультация для воспитателей «Подвижные народные игры и забавы на улице».
• Сценарий театрализованного представления «Колядки».
• Рисунки конкурса: «Весёлая Коляда».
• Фотографии.
Оборудование:
Костюмы для взрослых: русские сарафаны, кокошники.
Костюмы для детей : наряд в уголке ряженья.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки.
Папка передвижка, иллюстрации, аудиозапись русских наигрышей.
Технические средства обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, фотоаппарат, мультимедийная установка.
Музыкальный репертуар:
Колядки: «Авсень», «Тётенька добренька», «Сею-вею», «Прощальная», русские народные наигрыши.
Музыкальные и подвижные игры: «Прятки», «Гори ясно», «Катание с горки», «Жмурки», «Ловишки с ложкой», «Каравай», «Карусель», «Бабка-Ёжка», «Коза» и т. п.
План проведения праздничного гуляния «от Рождения до Святок»
№
п/п
Совместная деятельность
Цель
Ответственные
1 2 3 4
1 день - Организованная образовательная деятельность на тему: «Святки»;
- Консультация для воспитателей «Поиграем, позабавимся!»;
- Подвижные игры на прогулке «Змея», «Звонарь», «Карусель» и т. п. ;
- Консультация для родителей «Колядование на Руси»;
- Привлечение родителей к изготовлению костюмов. Повышать познавательный интерес среди детей к родной истории
Приобщать родителей к традиции проведения народного праздника – Колядки Воспитатели, музыкальный руководитель
2 день - Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;
- Подвижные игры на прогулке «Горелки», «Горшки», «Каравай» и т. п.
Вторая половина дня:
- Театрализованное представление. Теневой театр «Рождество Христово» - постановка учеников 4 класса Важинского образовательного центра Учить эмоционально и выразительно исполнять колядки, развивать ритмический слух и двигательную активность Музыкальный руководитель, воспитатели
3 день - Музыкальная деятельность
«Народные хороводные игры,
- Народные подвижные игры на прогулке: «Бабка Ёжка», «Карусель», «Жмурки» и т. п.
Вторая половина дня:
- Мастер-класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов;
- Консультация для родителей «Игры и забавы на улице. Народные приметы».
Расширять кругозора детей.
Развивать творчество и воображение в совместной деятельности детей и родителей.
Воспитатели, музыкальный руководитель
4 день - Закрепление музыкального репертуара; отбор фольклорной группы «Колядовщиков»;
- Подвижные игры на прогулке «Прятки», «Катание с ледяной горки» и т. п.
Побуждать детей принимать участие в празднике, проявлять инициативу. Музыкальный руководитель, воспитатели
5 день - Театрализованное представление «Колядки»;
- Выставка детского рисунка;
- Выставка коллективных работ «Рождественский пряник»;
- Подвижные игры на прогулке «Перетяжка», «У дядюшки Трифона» и т. п. ;
- Консультация для родителей «Поделки вместе с мамой. Рождественское печенье из солёного теста».
Вторая половина дня:
- Беседа по теме «Что вы узнали о Колядках»;
- Подвижные игры по желанию детей;
- Самостоятельная игровая деятельность.
Стимулировать творческую активность;
Закреплять пройденный материал;
Воспитывать уважение к народным традициям.
Музыкальный руководитель, воспитатели
Используемая литература:
1. Журнал Музыкальный руководитель № 8-2008.
2. Журнал Музыкальная палитра № 6-2008 г., № 7-2009 г., №7-2010.
3. Журнал Дошкольное воспитание № 10-1993 г., № 12-1993.
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении. ООО «Гном-Пресс» 2000.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 2002.
8. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования. Учитель, 2012.
Интернет – источники
Режим доступа: https://www.trozo.ru/archives/1396
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей и родителей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных закличек и игр-инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.