Папки-передвижки

Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ (1 фото)

Прокопенко Ирина
Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Консультация для педагогов

Спортивные праздники, досуги, развлечения - формы активного отдыха детей. А праздник - это всегда радость, веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции, отвлечь от «ухода» в болезнь (В. Л. Страковская).

Публикация «Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Подвижные игры, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого развлечения, часто сопровождаются комичными ситуациями, вызывают искренний детский смех. Уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно (К. В. Динейка, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу

Организация и проведение физкультурно-спортивных праздников, досугов дают детям возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой, на которой взойдут добрые всходы» - крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Как подчеркивал В. А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя».

На физкультурных досугах педагогом закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) молодой, начинающий педагог при планировании спортивных праздников, досугов, развлечений должен включать в их содержание следующие виды деятельности детей :

- двигательную, направленную на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также выполнению основных видов движений (ходьба, бег);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Это, так называемый, Годовой план работы ДОУ. Инструктором по физической культуре здесь разрабатывается тематика физкультурных досугов, сроки, место проведения, участники, ответственные. Проводятся они 1 или 2 раза в месяц. У нас в саду физкультурные досуги проводятся во второй половине дня (с 16-00 до 17-00, в те дни, когда нет физкультурных занятий. Обычно – это пятница. В дни зимних каникул (январь) и в летний период досуг можно проходить в первую половину дня.

Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении детского сада. Длительность досуга в младших группах составляет 20 минут, в старшем дошкольном возрасте – 30- 40 минут. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей.

Ориентируясь на Основную Образовательную Программу (ООП, которая реализуется в саду, при планировании досугов, педагог должен учитывать условия своего дошкольного учреждения, возрастные и индивидуальные особенности детей, их опыт, уровень подготовленности. Так в детском саду № 11 из 6 функционирующих групп, 3 группы - компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями речи. Поэтому, при составлении сценариев досугов необходимо учитывать характерные особенности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) : более длительное запоминание расположения в зале или группе зрительных ориентиров, замедленная реакция на звуковые сигналы, необходимость большего количества повторений при показе упражнений; подробного, детального объяснения механизма их выполнения.

Уже несколько лет детский сад № 11 является муниципальной опорной площадкой по региональному компоненту по теме «Формирование нравственно-патриотических ценностей дошкольников в процессе ознакомления с культурой Донского края». В своей деятельности инструктор по физической культуре обязательно учитывает и эту особенность работы ДОУ, включая в содержание праздников и досугов элементы казачьего фольклора.

Важное место в содержании досугов занимает музыка. С ее помощью проводится своеобразный эмоциональный тренинг, который улучшает психологическое состояние организма ребенка в целом.

Таким образом, при планировании содержания досугов осуществляется взаимодействие специалистов, работающих в ДОУ (инструктор по физической культуре- воспитатель - логопед - музыкальный руководитель, что, в свою очередь, позволяет говорить об интеграции образовательных областей в досугах, праздниках, развлечениях (Физическое развитие - Социально-коммуникативное- Познавательное – Речевое - Художественно-эстетическое).

Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия.

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого- либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов).

При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу.

Главная цель спортивных развлечений и досугов – удовлетворить природную потребность детей в движении, развитие интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Достижение этой цели включает решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным задачам относятся охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности и работоспособности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.

Образовательные задачи включают закрепление, совершенствование двигательных умений, навыков, развитие физических качеств и выразительности двигательных действий, формирование основ праздничной культуры.

Решение воспитательных задач направлено на формирование у детей стремления к систематическим занятиям физкультурой, потребности в здоровом образе жизни.

В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные. В отличие от физкультурного занятия, здесь не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Однако, при этом надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой инструктор по физической культуре и педагоги ДОУ подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.

Ориентируясь на лексические темы в группах компенсирующей направленности, разработаны следующие развлечения и досуги: «Сорока –Белобока рассказывает», «В гостях у Мойдодыра», «Малыши-крепыши», «У Солнышка в гостях» и т. п. В их содержание включаются тематические подвижные игры и упражнения, которые позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.

Такие досуги как «Поиграйка», «Веселые старты», включающие в себя игры - эстафеты, направлены на воспитание стойкого интереса к физкультуре и спорту ( лексические темы: «Зимние забавы», «Зимние виды спорта» и др.).

Задача позабавить детей, доставить им удовольствие – является основной в игровых досугах. Это шуточные развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов. Эти досуги проводятся в основном с детьми младшего дошкольного возраста.

Например: «Заводные игрушки», «Вот прислали нам посылку», «Цирковые лошадки» (Лексические темы «Игрушки», «Посуда», «Домашние и дикие животные»).

Сюжетные виды физкультурных досугов связаны одной темой и идеей. Основные задачи определяются сюжетом. Эти фольклорные по тематике и содержанию праздники проводятся в соответствии с народным календарем. Они составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды казаков, инвентаря и направлены на воспитание интереса к народным Донским традициям. Любимыми праздниками для нашей детворы стали «Покрова на Дону», «Рождественские колядки», «Масленица», «Сорок-Сороков», «Троица». В содержание этих развлечений и праздников вплетаются игры и упражнения разнообразные по двигательному содержанию и двигательным характеристикам, игры на развитие общей моторики (М. Ю. Картушина, логоритмические распевки (А. Б. Гавришева, дыхательная гимнастика (Т. В. Нестерюк, гимнастика для глаз (Г. Г. Демирчоглян, Э. С. Авитисов).

Игры и упражнения с использованием содержания регионального компонента включаются мною практически в каждый сценарий досуга ( игры: «Папаха», «Смелые наездники», «Взятие крепости» - имитирующие движения военного человека; игры с элементами быта Донских казаков, их обычаев: «Кочеток», «Зайцы и волк», «Пройди через мостик», «Напои коня», «Караси и щуки», «Удалые казачата», «Чей курень быстрее соберется», «На бахче»). В перечисленных играх и упражнениях отрабатываются зрительные координации, слуховые, тактильные, ритмические и другие сенсорно-моторные координации, реализующие факторы развития нервной системы, двигательных способностей, нравственных и волевых качеств, а также умственных операций (смекалка, сообразительность).

Большое внимание в содержании досугов уделяется также художественному слову. Совместно с воспитателями отбираем нужные по теме стихи, песни, загадки, отражающие красоту Донского края, которые звучат не только в записи, а исполняются детьми в живом звучании. Это придает особую эмоциональность действию.

Подобное планирование досугов требует применение разнообразных методических приемов:

- использование необычных исходных положений (сидя, лежа);

- изменение скорости и темпа движений;

- смена способов выполнения упражнения;

- выполнение упражнений в парах, в тройках;

- выполнение основных видов движений в более сложных сочетаниях (ходьба «змейкой», с перешагиванием через пеньки);

- использование игровых заданий («Сбей сосульку», «Найди секрет»).

При проведении досуга можно использовать нетрадиционное оборудование и инвентарь, подбирая его по выбранной теме, например: полоса препятствий - банки из-под кофе, весёлая эстафета с водой - из пластиковых бутылок, кочки из поролона, цветы из ватина, дорожки для ходьбы из клеенки и пробок, плетение «сетей» - клубочки цветных ниток» и т. п.

При проведении досуга на свежем воздухе лучше всего использовать природные возможности участка детского сада, спортивные снаряды из бросового материала (шины разного размера, бревна, палочки, самодельные луки и стрелы). Все это вызывает у детей интерес, радость, желание двигаться, участвовать в игре.

В теплое время досуги лучше проводить на участке ДОУ, что, безусловно, очень полезно в оздоровительном отношении. Это оптимизирует физическое состояние детей, укрепляет их организм. Дети близко соприкасаются с естественным природным материалом (земля, песок, камушки, узнают особенности природы своего родного Донского края (сильные ветры – игры с вертушками, жаркое лето- игры с водой, босохождение).Кульминацией любого досуга является сюрпризный момент. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданное появле-ние сказочных персонажей, которые проводят заключительную общую игру средней подвижности или организовывает массовый танец-хоровод («Прощай, Масленица!», «Здравствуй, Осень!», «Жаворонушки, прилетите, Весну – Красну – принесите!»).

В помощь воспитателям мною разработаны:

- сценарии досугов для младшего и старшего дошкольного возраста с использованием фольклорного содержания в соответствии с региональным компонентом, подробно ознакомиться с которыми вы можете ознакомиться в приложении к данной консультации;

- подобраны картотеки подвижных казачьих игр;

- составлена картотека логоритмических упражнений;

- игры – эстафеты.

По традиции фотоотчет о проведенном досуге или празднике располагается на информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе.

Уважаемые коллеги! В заключении я хочу напомнить вам 10 золотых правил здоровья :

1. Соблюдай режим дня!

2. Обращай больше внимание на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Как сказал Конфуций: «Будьте добрыми, если захотите!

Будьте мудрыми, если сможете!

Но здоровыми вы должны быть всегда!»

Уважаемые коллеги!

Надеюсь, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.

Желаю вам успехов!

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Баль Л. В., Ветрова В. В. «Букварь здоровья». М. 2000 г.

2. Бесова М. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе». Ярославль. 2000 г.

3. Болонов Г. П. «Сценарии спортивно-театрализованных праздников». Москва. 2003 г.

4. Буденная Т. «Логопедическая гимнастика». Спб. 1999 г.

5. Ефименко Н. Н. «Физкультурные сказки». Харьков. 2005 г.

6. Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей» (4-7 лет). Москва. 2010г.

7. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников». Москва. 2005 г.

8. Лысова В. Я. «Спортивные праздники и развлечения». Москва. 2001 г.

9. Методическое пособие «Программно-методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие» в ДОУ», часть №№1, 2 под общей редакцией Баландиной Л. А., Ростов-на-Дону. 2016 г.

10. Методическое пособие «Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», автор-составитель Сундукова А. Х., Ростов-на-Дону. 2012 г.

11. Миронова Р. М. «Игра в развитии активности детей». Минск. 1989 г.

12. Подольская Е. И. «Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет». Волгоград. 2010 г.

13. Щербак А. П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении». Москва. 2001 г.

14. Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». Москва. 2003 г.

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ
Опубликовано: 26 марта 2021 в 21:01
+166Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультурно-фольклорные праздники как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Прокопенко Ирина (УИ 159042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 75.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД