Приложение МААМ

Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода

Татьяна Житникова
Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода
▼ Скачать + Заказать документы

На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Публикация «Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода» размещена в разделах

Считаю, что народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь и откристаллизовываясь в веках, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств : интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Синкретичная природа фольклора, включающая в себя различные виды искусства (музыку, танец, поэзию, народно-прикладное творчество) дает богатейший материал для музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Я придерживаюсь мнения, что использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.

Прежде чем приступить к работе с детьми, подбираю песенный фольклорный материал с учётом их возраста и вокальных данных. Провожу психологическую подготовку детей, так как у многих детей под воздействием современной музыки, которая ежедневно окружает нас, определённым образом складывается и формируется музыкальный стереотип мышления, который нужно перестроить, проводя беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных песнях, танцах, о неразрывной связи их бытом, трудом, жизнью крестьян. Рассказываю о праздниках, где они звучали, использую иллюстрации к сказкам, картины русских художников, творения русских умельцев, что является эффективным средством развития детского воображения. Например, при подготовке к празднику «Весна красна», дети с интересом беседовали о бабе Яге, узнали о Лешем, о Снегурочке и Леле, вспомнили волшебные слова щуки из сказки «По щучьему велению» и т. д. Поясняю детям тексты закличек, считалок, прибауток: «Бояре», «Горелки», «Каравай», «Божья коровка, полети на небо» и т. д., объясняя детям, что это и есть русский фольклор, который нам во многом знаком и доступен. Каждый ребёнок способен к тому или иному виду деятельности, поэтому необходимо как можно раньше заметить, выделить интересы каждого, создать благоприятные условия для удовлетворения его интересов и потребностей. Так, я использую личностно-ориентированный подход (ЛОП).

Реализация ЛОП в рамках дошкольного образования наиболее эффективна в музыкальном воспитании детей, поскольку музыка, по мнению В. А. Сухомлинского, «…могучий источник мысли… Она ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Музыкальное воспитание через все виды музыкальной деятельности предполагает развитие личности ребёнка, его музыкальных способностей, интересов, знаний, умений и навыков. В центре образовательной деятельности находится ребёнок, который является активным субъектом учения. Участниками образовательного процесса являются родители, детский коллектив, педагогический коллектив.

Для наиболее эффективного музыкального воспитания мною составляется диагностическая карта ребёнка, отображающая музыкальные способности, возможности развития музыкальных способностей, цели, интересы, знания, умения, навыки, опыт и личностные качества ребёнка.

Я считаю, что эффективность развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста может быть значительно повышена при условии применения метода фольклорной игры. Для реализации данного метода в нашем дошкольном учреждении ведется создание и совершенствование фольклорной среды (оформление фольклорного уголка, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, самостоятельное изготовление народных костюмов).

Также необходимо отметить, что необходимо активное сотворчество педагога и ребенка. При этом практическое освоение музыкального материала происходит путем его проживания через определенный сюжет народной жизни. Для этого необходимо создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

Навыки пения, движений, игре на музыкальных инструментах прививаю детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Основой репертуара должны быть произведения детского музыкального фольклора, так как они хорошо знакомы детям. Жанры фольклора для детей разнообразны. Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти. Поём частушки-небылицы, которые развивают у детей чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Например, «Ехал грека через реку» и другие.

Дети очень любят игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные, поэтому элементы игры и пляски вношу в песни очень часто. Например, «Дарья», «А у нас ноне белый день», «Калина», «А я по лугу» и др.

Публикации по теме:

Средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка «Экран Настроения»Средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка «Экран Настроения» "Экран Настроения"-это средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка. Наш "Экран Настроения" выполнен из пяти кругов, на.

Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУАктуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ Актуальность метода арт-терапии в развитии личностно-эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в ДОУ. Автор: Пак Ксения Владимировна.

Кинетический песок как средство развития познавательной сферы дошкольника КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА. Беломестных Е. В. МБДОУ д/с №5 «Солнышко» В настоящее время, когда.

Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании» В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений.

Опыт работы на тему «Кинетический песок как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника»   Педагогический опыта по теме: «Кинетический песок- как средство развития познавательной и эмоциональной сферы дошкольника» Срок работы.

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению.

Фольклор как средство эмоционального развития старших дошкольников «Фольклор как средство эмоционального развития старших дошкольников" Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения на уроках истории Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения Изменения в обществе, экономике, политике и культуре.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенкаТеатрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы ребенка Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Он обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода
Опубликовано: 16 сентября 2018 в 06:08
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Житникова (УИ 1244482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД