Боровик Валентина
Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений. Обобщила опыт работы по данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ.
Данная проблема всегда находилась в центре внимания дошкольных педагогов и психологов (Буре Р. С. ,Макаренко А. С., Ковалев С. В., Маркова Т. А. и другие).
С одной стороны дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать собственную деятельность.
Публикация «Методическая разработка „Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании“» размещена в разделах
С другой стороны семья придаёт особый эмоциональный настрой, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство само ценности. Семья влияет на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Сложность взаимодействия близкого взрослого и ребёнка, его многозначность является причиной того, что ребё нок решает сразу несколько задач: практическую и личностную.
Причём, личностная задача (задача на выявление своих отношений со взрослыми) перекрывает по своей значимости другие задачи, в том числе и познавательную.
Таким образом, повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьёй и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связана с решением задач педагогического просвещения.
«Каждой семье педагогическую культуру» этот девиз всегда был определяющим в совместной работе детского сада и семьи, а на современном этапе ещё стал актуальнее. Необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребёнка. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе семьёй. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и
как воспитатель родителей. Вот почему он должен знать «болевые» точки семейной педагогики.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином взаимодействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитательные качества бывают прочными, устойчивыми. Важная задача дошкольного учреждения- оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействию их педагогическому просвещению. Исходя из вышесказанного целью моего исследования является выявить условия закономерности взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам личностно- ориентированного воспитания ребёнка.
Объект исследования- взаимодействие ребёнка- дошкольника с близкими взрослыми.
Предмет исследования- условия взаимодействия ДОУ и семьи по вопросу личностно- ориентированного подхода в воспитании.
Гипотеза- я предполагаю, что личностно- ориентированный подход возможен при условии совместной работы детского сада и семьи.
Для проверки гипотезы поставила следующие задачи:
1. Изучить научно- методическую литературу по данной проблеме.
2. Определить комфортность положения ребёнка в семье.
3. Выявит, какие проблемы волнуют родителей в воспитании ребёнка.
4. Провести коррекционную работу по взаимодействию ДОУ с семьёй.
5. Разработать рекомендации для родителей.
Работу буду проводить на базе МБДОУ детский сад «Светлячок» 2018, 2019, 2020 год.
1 .ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни. Однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. Почему же важно в этом плане семейное воспитание? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что все дело здесь в том типе общения, который отличает семью.
Почему же ребёнок- дошкольник личность? Одни авторы считают, что о личности можно говорить лишь в подростковом возрасте, другие допускают ее наличие у дошкольников, третьи полагают: начало личностного развития приходится на трёхлетний возраст. Такое разнообразие мнений обусловлено представлениями о том, какой смысл вкладывается в понятие «личность». Специалисты признают: личность проявляет себя в отношении к человеку, к миру в целом, куда входят и отношение к окружающим людям, и отношение к предметному миру, и отношение к самому себе. М. И. Лисина предложила: с того момента, когда ребёнок начинает вступать в отношения указанных видов, начинается процесс становления его личности. В детском же возрасте закладываются основы личности человека, его исходные отношения к миру и к себе. Поэтому ребёнок- это формирующаяся личность и с ним надо считаться, прислушиваться к нему. У ребёнка, говорит А. С. Макаренко, должен воспитываться в семье коллективный опыт. Только в коллективном опыте можно вырасти нравственно- ценная потребность. В этих условиях происходит сплетение близких и менее близких людей, ощущение человеческой помощи и нужды, чувства связанности, ответственности. 2Вот почему так важен для первого детства правильно организованный семейный коллектив». (Макаренко А. С.). Если же в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнение в правильных поступках, у ребёнка возникают потребности индивидуалиста. В прежние времена, когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению- естественно и буднично.
В современном обществе, когда связь между поколениями уже нарушена, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. В настоящее время все яснее становится необходимость участия в воспитании родителей – профессионально подготовленных специалистов. Мысль о том, что родителям надо воспитывать своих детей, осознавалась ещё в глубокой древности. Пример тому- поучение св. Иеронима. В более позднее время М. Лютер, Ж. Ж. Руссо и другие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко:». Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». (6).
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности он писал: «В дошкольные годы ребёнок почти полностью идентифицирует себя с семьёй, открывая т утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчёркивал он задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
1.2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Процесс воспитания носит комплексный характер, ибо мы формируем личность в целом, а не отдельные её свойства и качества. Развитие ребёнка осуществляется успешно при гармоничном сочетании всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.
Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю.
Формирование личности – процесс многоплановый и длительный, воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организуя полноценное питание, сон, отдых, пребывания на свежем воздухе и прочее. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно-волевых качеств; смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинированности, а также с подготовкой к участию к труде и обучении в школе.
Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоящих перед детским садом, является педагогическое просвящение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания.
Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей с малых лет, родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Первое чувство гражданственности.
Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений.
Общеизвестно, что детство уникальный период в жизни человека.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находится самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, эмоциональной близости, ребенок растет и развивается, у него развивается чувство доверия и к окружающим его взрослым.
На определенном отрезке дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. Это события влечет за собой значительные изменения в его жизни. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют иную общность, чем его семья. Но малышу не страшно, потому что рядом с ним родители. Крепко держа их за руку, он доверчиво протягивает свою маленькую ладошку воспитателю. С этого момента идти малышу по дороге своего детства и легче и труднее. Легче, если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском соду и дома, что в свою очередь будет способствовать умению общаться со сверстниками.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им :
- преодолеть собственный авторитаризм: и увидеть мир с позиции ребенка;
- относится к своему ребенку как к равному себе и понимать, что не допустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личное достижение каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Чтобы правильно воспитывать детей необходимо помнить и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада во всех формах работы с родителями раскрывать перед ними важнейшие стороны психологического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.
Родители,должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности своего ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия.
Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективнее, когда отец и мать умело и созидательно воздействует на ребенка. Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка. «Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – самостоятельную полезную для общества жизнь».
Но как уже сказано выше, и как указано в законе РФ «Об образовании»,в типовом положении о дошкольном образовательном учреждении», что одной из задач, стоящих перед детским садом является взаимодействие с семьей.
Мы понимаем, что легче, если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду, и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию умения общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
Педагоги- психологи считают, что одной из причин неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства. И в этой работе особая роль принадлежит не дошкольному образовательному учреждения, а именно родители. В дошкольном детстве родители оказывают самое большее влияние на личностное развитие ребенка, и если они будут поддерживать действие воспитателей или будут противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными.
В мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свой маленький, но жизненный путь. Поэтому не могут быть созданы универсальные советы для родителей и педагогов на все случаи жизни. Но чтоб добиться желаемого результата родителям и педагогом необходимо сделать:
- осознавать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;
- Помнить о том, что ребенок – уникальная личность, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её;
В родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Педагогом – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они были счастливы.
- Родителям – внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах группы.
- Педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Педагогам и родителям – изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать их не как повод общих примеров, а как искусство диалога с конкретным ребенком, на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и образовательном учреждении.
- Родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Родители и воспитатели одно звено в воспитательном процессе.
Следовательно, гипотеза исследования – если детский сад поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества, только тогда вырастет свободно развивающаяся личность и задачи воспитания будут успешно решены.
2. ПРОЕКТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСУ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА.
Сроки исполнения: 2018, 2019, 2020 год.
Место проведения –МБДОУ детский сад «Светлячок» пгт Красная Гора.
Воспитатель Боровик В.
Целью исследования являлось- определение комфортности положения ребёнка в семье, определение количества времени уделяемого родителями своему ребёнку. Нахождение путей и форм взаимодействия родителей с педагогами и отношения, сложившимися между ними:
- выявление проблем, волнующих родителей в воспитании ребёнка;
- проведение коррекционной работы по взаимодействию детского сада и семьи;
- разработка рекомендаций для воспитателей по работе с семьёй.
В данной части работы я буду использовать следующие методики : проектный тест «Моя семья» (Е. С. Романова, О. Поташника, тест «Два дома» Л. Венгера, анкеты по темам:
1. Отношение родителей к детям.
2. Уровень педагогической культуры родителей.
3. Какую помощь хотели бы родители получить от воспитателей.
4. Эффективность с родителями.
Суть психологической диагностики по методике «Два дома» Л. Венгера в расселении всех близких, так как ребёнок захочет. Ребёнку я задам три вопроса :
-в каком доме ты хотел бы жить?
-почему?
- с кем бы ты хотел жить в этом доме?
Обработать материалы исследования, сделать выводы- есть ли у детей проблемы в отношении с членами семьи. В случае выраженного дискомфорта ребёнок отселяет себя от родителей и других членов семьи.
Чтобы выявить отношения родителей к детям и их проблемам составила и проведу анкетирование (АНКЕТА №1).
Цель- выявить чем является рождение ребёнка в семье (радость, счастье, как родители относятся к бедам детей, выполняют свои обещания).
1 чем было для вас рождение ребёнка?
2. Как вы относитесь к капризам детей?
3. Считаете ли вы, что всегда правы?
4. говорите ли вы ребёнку ласковые слова? Какие?
5. серьёзно ли вы относитесь к детской беде?
6. Играете ли вы со своим ребёнком? Как долго? Любит ли он с вами играть, в какие игры?
7. всегда ли вы выполняете обещания, данные ребёнку?
8. в каких случаях вы поощряете ребёнка?
9. присутствует ли юмор, помогает ли он в воспитании?
Для выявления уровня педагогической культуры родителей составила анкету №2.
Цель: определить откуда родители черпают свои знания для воспитания детей.
1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребёнка :
-слушаете передачи по телевидению
На основе рекомендаций педагогов
-используете личный опыт
- читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными: поощрения, наказания, требования, убеждения, приучение.
3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:
Словесная похвала, подарки, ласка.
5. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании : физическое наказание, словестная угроза, лишение развлечения, проявление вами обиды.
Анкета № 3.
Цель: какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателей.
1. Помощь по вопросам долговременного развития ребё нка:подготовка к школе, консультации по вопросам развития ребёнка.
2. Помощь по группе, участия в организации утренника.
3. Помощь по ситуативным поводам: выявление проблем ребёнка и их решение и устранение.
4. Хотели бы получить разную помощь?
5. Не хотели бы получить помощь?
Анкета № 4.
Цель: какие формы работы Вы бы предпочли?
- родительские собрания
-консультации, семинары- практикумы, индивидуальные беседы, совместная деятельность, дни открытых дверей, экскурсии, походы
2.2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА- ДОШКОЛЬНИКА.
Трудно растить детей в сложном современном мире, проблемы, нагрузки на работе сказываются на состоянии родителей, а это в свою очередь, сказывается на детях.
Как уже говорилось выше, все родители искренне любят своих детей; но многие не умеют свою любовь проявлять. Они знают, что нужно ребенку: одежда, дом, еда, образование, любовь. Все это родители дают ребенку, все за исключения безоговорочной любви. Секрет любви, любви к ближнему прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящих от проходящих моментов (поступки, возраст и т. д.). Любить не зависимо ни от чего. Вот такой безоговорочной, безусловной любви к ребенку, т. е. личностно-ориентированного похода и не хватает молодым родителям.
Традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта. Родители принимают в них лишь формальное участие. Я решила искать некие формы работы.
Провела анкетирование. Родителей интересовало очень многое в воспитании своего ребенка.
Например, - чем занять ребенка дома? Какие передачи можно смотреть по телевизору и сколько времени? Что нельзя приносить в детский сад и почему?
- Как понять ребенка? Как помочь ребенку утвердить свое я? Анализируя ответы родителей, я убедилась, что проблем в личностном воспитании ребенка у родителей достаточно. Поэтому сразу подготовила и провела беседу с родителями «За круглым столом». Здесь и появились первые ростки взаимопонимания. Родители уже в устной форме рассказывали о проблемах, которые их волнуют в воспитании детей. Помогла разобраться в сложных ситуациях, предложила почитать соответствующую литературу.
Планирую проводить дни открытых дверей, участие в жизни группы. Объединить усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, что в свою очередь будет способствовать развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе.
В связи с этим разработала план работы с родителями:
- работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями.
- практический материал по изучению детей в семье.
-тесная взаимосвязь работы между педагогом и родителями.
- побуждение родителей включаться в жизнь группы
Наиболее проблемной сферой взаимодействия является отсутствие психологических консультаций.
Я надеюсь, что основы педагогических знаний, которые получат родители моей группы, проложат путь к приобретению ими новых знаний и дальнейшему формированию личности будущего гражданина нашего общества. Цель нашей совместной работы совершенствование личностных качеств на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь, развитию интегративных качеств старших дошкольников. Большое внимание уделить трудовому воспитанию детей, семье, трудовому воспитанию в семье.
Содержание приложение:
1 приложение- эмоциональная общность со всеми членами семьи (комфорт, дискомфорт, эмоциональная общность избирательная, Эмоциональной общности нет.
2 приложение обследование по методике «Рисунок семьи»
Со всеми членами семьи, частичное нарушение комфорта, дискомфорт.
Заключительная часть.
Эффективной работа с семьёй будет :
- глубоко и всесторонне изучить семью
-знать её индивидуальные особенности и воспитательные возможности.
Доверие у родителей к воспитателям будет, если:
Будет целенаправленное воздействие на родителей с учётом их подготовленности к воспитателю
-будет соблюдаться педагогический такт и гибкость
- будут использоваться разные методы изучения семьи.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Ю. П. Азаров. Семейная педагогика.
2. Виноградова Н. В. Воспитателю о работе с семьёй.
3. 3. Воспитание дошкольника в семье под редакцией Марковой Т. А.
4. Ковальчук Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка.
5. Ковалёв С. Психология современной семьи.
6. Лосева В. Рисуем семью : диагностика семейных отношений.
7. Маркова Т. Роль детского сада и семьи в воспитании детей.
8. Маркова Т. Детский сад и семья.
9. Мир детства. Дошкольник. Под редакцией Хрипковой А.
10. Никитин В. Мы и наши дети.
11. Островская Л. Педагогические знания родителям.
12. Свердлова Г. Дошкольное воспитание.
13. Сермягина О. Эмоциональное отношение в семье.
14. Ты меня понимаешь? Под редакцией Гулиной С.
15. Филипчук О. знаете ли вы своего ребёнка?.