Приложение МААМ

Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста

Наташа Бахарева
Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Публикация «Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Для возникновения и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы форменной одежды.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшей группе, Мы отдаём предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно- ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется нами как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, памяти, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется для обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Иногда расцениваем такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления-жалобы детей должны служить для нас сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения в группе.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Нашей задачей является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Большое значение мы придаём развитию эстетических чувств детей. Обращаем их внимание на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и быстро запоминают прочитанное. Ежедневно необходимо находить время для доверительного, материнского общения с детьми, знакомства с художественной литературой, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания

любимых музыкальных произведений.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, мы специально создаём ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и другие. Мы пробуждаем эмоциональную отзывчивость детей, направляем ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, необходимо, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных, обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2— 3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и прочее) .

Возрастают физические возможности детей пятого года жизни : движения их становятся значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. [15]

На протяжении всего периода дошкольного детства опорно – двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Многие не задумываются над тем, что искривление позвоночника влечёт за собой смещение внутренних органов, нарушение системы их естественного расположения.

Из-за недостаточной двигательной активности, ограничения мышечных усилий и ряда других причин уже в дошкольном возрасте у многих детей наблюдается нарушение осанки. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Главная причина его возникновения – слабый мышечно-связочный аппарат стопы. В процессе роста у детей возникают различные виды деформации позвоночника, ног и стоп.

Стопа – орган опоры и передвижения. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника. К сожалению, плоскостопие - это достаточно распространенная патология, которая в запущенной стадии способна привести даже к инвалидности. Поэтому врачи не устают повторять, что профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста должна обязательно выполняться. Итак, что же это за патология? Плоскостопие – один из самых частых недугов опорно-двигательной системы у малышей. Стопа ребенка при этом заболевании деформируется. Ее свод уплощается. Стопа принимает плоскую форму. В результате человек стоит, касаясь пола всей поверхностью. Стоит учесть, что формирование костей стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста. Поэтому диагноз "плоскостопие" можно поставить малышу только после этого возраста. В более ранние годы стопа еще развивается. Например, в двухлетнем возрасте плоская поверхность подошвы считается нормой. В редких случаях плоскостопие диагностируется в младенчестве. [9;54]

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Большинство мам и пап ошибочно полагают, что если врач не сказал им о данной патологии, значит, их ребенка она не коснется. Но, к сожалению, доктор способен определить недуг только у 5-летнего ребенка, когда стопа сформируется. И в этом случае потребуется серьезное лечение. Но если постоянно проводится профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, то даже у крох, склонных к патологии, формируются правильные стопы. Заподозрить развитие недуга родители могут по следующим признакам: быстрая утомляемость при ходьбе; отеки в области стоп; ноющая боль в ногах; увеличенная широкая стопа; быстрый износ внутренних сторон каблуков и подошв; нарушение осанки; косолапость. При такой симптоматике обязательно следует показать ребенка ортопеду.

Осанка – это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном костей скелета. [4]

Осанка – это привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе и выполнении какой-либо работы, формируется с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования так двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется естественными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) углами обеих лопаток, ягодичных складок, развёрнутыми плечами, прямыми ногами. Дети с хорошей осанкой отличаются стройностью, голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, чёткие.

Неправильная осанка у детей - это одно из наиболее часто встречающихся отклонений, которое развивается в процессе жизни и деятельности ребенка. Как показывают исследования, данное заболевание может проявляться еще у детей дошкольного возраста, и, чем позже оно будет обнаружено, тем сложнее вернуть осанку в идеальное положение. Но, вместе с тем, чем раньше проявляется представленное отклонение, тем сложнее установить путь его дальнейшего развития, так как вместе с ростом ребенка, прогрессирует и заболевание. Причины данного нарушения могут быть совершенно различны. Большинство связывают их с неправильной позой при сидении ребенка, но это далеко не единственная возможная причина. Немалую роль играет наследственный фактор и различные врожденные аномалии. Также неправильное развитие малыша, например, если он начинает не ползать, а сразу ходить, может привести к отклонениям в работе опорно-двигательного аппарата, и, как следствие, к неправильной осанке у детей. В некоторых случаях искривление осанки может быть вызвано различными травмами позвоночника и перенесенными заболеваниями нервной системы или рахитом. Кроме того, правильность осанки зависит и от развитости общего мышечного корсета, который включает в себя мышцы груди, спины, ягодиц, передней поверхности бедра, также мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении. Если ребенок очень часто сидит в неудобной позе, это порождает неравномерную нагрузку на разные группы мышц и, соответственно, их переутомление, что может также привести к неправильной осанке у детей. [17]

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель – стол, стул – должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ – белков, витаминов, минеральных веществ.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки – для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2–3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула – на уровне коленного сустава.

Главный принцип сохранения здоровья – профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения. Интересный факт: у космонавтов при длительных полетах в невесомости, где мышцам не приходится преодолевать силу притяжения Земли, т. е. собственный вес, они постепенно и довольно быстро ослабевают. При этом в первую очередь страдает позвоночник. Увеличиваются промежутки между позвонками, из-за чего позвоночник удлиняется. Космонавты перестают помещаться в своих персональных креслах, предназначенных для взлета и посадки с большими перегрузками. Но этого удается избегать благодаря регулярным физическим тренировкам.

Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. В профилактике заболеваний важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре.

В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания детей. Физическое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания личности дошкольника, оно способствует формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.

Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных целях естественным факторам природы (солнечной радиации, водной и воздушной средам) и оптимальным гигиеническим условиям.

Двигательная активность значительно влияет на развитие функций мозга ребёнка. Существует две формы влияния движений на функции головного мозга: специфическая и неспецифическая. Влияние специфической формы проявляется в том, что двигательные области головного мозга являются необходимым элементом его деятельности как целого. Неспецифическая форма связана с влиянием движений на работоспособность корковых клеток, повышение которой способствует формированию новых условнорефлекторных связей и функционированию старых. Большое значение имеют движения рук, особенно точные движения пальцев. Дети в результате тренировок точных движений пальцев быстро овладевают речью, значительно опережая группу детей, в которой подобные упражнения не проводились.

Основной формой обучения детей разным видам движений является учебные занятия по физической культуре. В разных группах занятия проводятся со своими временными отрезками: ясли 8-10 мин., вторая младшая - 15 мин., средняя - 20 мин., старшая - 25 мин., подготовительная - 30 мин., занятия проводятся 3 раза в неделю и планируются с учётом уровня двигательной активности детей. Одно занятие проводится на улице в игровой форме (эстафеты, игры с мячом, со скакалкой, обручем, зимой - на лыжах). В тёплое время года большинство занятий лучше планировать на воздухе.

Эффективность занятий по физической культуре может быть обеспечена при условии, что двигательная активность детей организуется педагогом с учётом принципов систематичности, наглядности, доступности, активности и сознательности, постепенного повышения основных требований к усвоению программного материала.

При организации двигательной активности воспитанников необходимо применять индивидуальный подход и помнить о том, что физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту и полу ребенка, состоянию его здоровья, уровню развития и биологической зрелости. Двигательную активность следует сочетать с общедоступными закаливающими процедурами. При этом обязательно включать в комплекс физического воспитания элементы дыхательной гимнастики.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и ходьба по корригирующим коврикам. В старшей и подготовительной группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить следующие типы физкультурных занятий :

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года важно помнить об их вариативности содержания и характера. Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть вредны разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.

В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение двух недель.

Активизация функциональной деятельности организма детей 5-7 лет происходит за счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики - 10-12 мин., длительность непрерывного бега - 2-З мин., увеличение количества подскоков - 30-50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов).

Физкультминутка проводится воспитателем по мере необходимости (в течение 3-5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и бессюжетные, к спортивным (элементы спортивных игр) - волейбол, бадминтон, городки, футбол, хоккей. Существует классификация по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.).

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7-15 минут). Разминка в постели и комплекс упражнений. Дети постепенно просыпаются под звуки лёгкой музыки, лёжа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений. Можно предложить упражнения из различных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После этого дети выполняют ходьбу, постепенно переходящую в бег - выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов.

Закаливание - важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Цель закаливания - выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Целесообразно организовывать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк или лес. В течение недели здоровья можно провести один физкультурный праздник или организовать физкультурный досуг. [16]

При организации активного отдыха для повышения эмоционального фона рекомендуется красочно оформлять места проведения (физкультурный зал, групповая комната, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также использовать музыкальное сопровождение. Полезно соблюдение определенных ритуалов (например, приветствия команд, зрителей, показательных выступлений участников, торжественных церемоний открытия и закрытия праздника и др.).

Деятельность детей не должна ограничиваться только участием в подвижных играх и физическими упражнениями, дети могут и должны участвовать и в различных видах: трудовой (уборка территории дошкольного учреждения, уход за растениями) и творческой (конкурсы танцоров, гимнастов, певцов, художников) деятельности.

Таким образом, движения – необходимый элемент, фактор для нормального развития ребёнка, поскольку с помощью них ребёнок формируется физически, у него развиваются функции речи и мышления.

Публикации по теме:

Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном.

Доклад «Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей» Назукина Е. В. МБДОУ «Савинский детский сад «Созвездие» Пермский муниципальный район ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО.

Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультминутка.

Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера Выступление на педсовете на тему: «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста и их родителей Вместе с мамой, вместе с папой. Стопа - опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма.

Индивидуальный образовательный маршрут. Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Цель: Создание системы работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Ожидаемый результат: укрепление мышц голеностопного сустава,.

Плавание — способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста «Плавание – способ коррекции нарушения осанки и сутулости у детей дошкольного возраста» Плавание наиболее гармоничная физическая нагрузка.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Упражнения для профилактики плоскостопия у детей ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Полезные упражнения для стопы 1. «Совушки» Цель: самомассаж стоп. Материал: канат, гимнастическая палка.

Рекомендации для родителей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников» Инструктор по физической культуре Коршикова Е. Г Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 сентября 2018 в 12:25
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Бахарева (УИ 901181) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД