Ирина Зимовец
Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете на тему: «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера»
Уважаемые коллеги, тема моего выступления: «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера».
Публикация «Глазная гимнастика как средство профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста в районах Крайнего Севера» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.
Мы с вами проживаем в условиях Заполярья. Здоровье дошкольников-северян в значительной степени зависит от природных условий. Крайний Север с его многообразием экстремальных факторов, таких как: природно-климатические условия, ультрафиолетовое и кислородное «голодание» предъявляет организму человека высокие требования.
Суровые условия Арктики оказывают влияние не только на физическое здоровье детей, но и на их психологическое состояние. Спектр проблем, которые могут возникнуть у человека в Заполярье, известен как «синдром полярного напряжения». Это специфическая форма хронического психоэмоционального напряжения организма Этот термин впервые был предложен В. П. Казначеевым еще в 1974 году. За ним стоит не просто набор внешних симптомов, а некоторый внутренний механизм формирования особого состояния человеческого организма. Сложно найти часть организма человека, которая не страдала бы от влияния совокупности факторов окружающей среды на Крайнем Севере. Изменение светового ритма и дефицит естественного освещения оказывают колоссальное влияние на состояние здоровья детских глаз. А это уже повод начинать предпринимать конкретные меры.
Одной из форм профилактики нарушений зрения выступает зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз относится к здоровьесберегающим технологиям, это один из приемов оздоровления детей. Гимнастика для глаз – это специальный комплекс упражнений, позволяющий снять напряжение с глазных мышц, одновременно укрепив их.
Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит в период от 1-го до 5-го года жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила и вес глазного яблока, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1,0 (т. е. норма, формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. При рождении большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальным зрением. Однако от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает и близорукость.
Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение:
- она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствует координацию движений глаз.
- создает положительный эмоциональный настрой.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.
Отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях связанных со зрительным напряжением на 10-11й минуте в течение 2-3 минут; на 14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение трех минут, - в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Применяются разные варианты использования зрительных гимнастик : со стихами; с опорой на схему; с сигнальными метками; с индивидуальными офтальмотренажерами; с настенными и потолочными офтальмотренажерами; электронных зрительных гимнастик.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
- использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
- чередование занятий детей с отдыхом;
- проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
- контроль за правильной позой детей во время занятий;
- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
- активное гармоничное физическое развитие детей;
- организация рационального питания и витаминизации;
- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Рекомендуемая литература для работы:
1. Автор: Рубан Элеонора Дмитриевна, Шереминская Людмила Георгиевна
«Мой ребенок носит очки».
2. Автор: Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян «Улучшаем зрение»
3. Автор: Юрий Хван «Уникальный учебник защиты и восстановления здоровья вашего ребенка. Королевское зрение».
Вашему вниманию я представлю
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считая до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону.
Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.
Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.
Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.
Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут. Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет. Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.