Елена Назукина
Доклад «Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Назукина Е. В.
МБДОУ «Савинский детский сад «Созвездие»
Пермский муниципальный район
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования.
Публикация «Доклад „Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей“» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
Одной из задач ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Повышенное внимание к детям дошкольного возраста обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. Это происходит, несмотря на все достижения современной медицины. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой. В нашей группе есть дети, которым на момент поступления в детский сад, был поставлен диагноз «уплощение стопы».
Поэтому, решая проблему, поиска путей укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития, возникла необходимость в освоении и введении в работу такой инновационной методики в физическом воспитании как корригирующая гимнастика.
Целью корригирующей гимнастики является профилактика и укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, улучшение кровоснабжения, тонизирование мышц, подтягивающих своды стоп.
Предлагаемые элементы корригирующей гимнастики (упражнения) можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной активности. Мы же проводим корригирующую гимнастику во второй половине дня три раза в неделю.
В проведении ортопедической гимнастики существуют свои особенности.
Чтобы такая гимнастическая, имела желаемый эффект, её нужно делать методично и регулярно. Все упражнения следует выполнять медленно, тщательно, до появления легкой усталости. Ребёнку рекомендуется выполнять упражнения босыми ногами. Также необходимо помнить, что взрослый является активным участником, помощником в проведении ортопедической гимнастики. Продолжительность такой гимнастики обычно составляет 20 – 25 минут. В конце проводятся процедуры для общей закалки.
Ортопедическую гимнастику целесообразно начинать с разминки. Упражнения выполняют из исходных положений с разгрузкой на стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс, включают упражнения из исходного положения; стоя, ходьба.
Для укрепления свода стопы полезно лазанье по гимнастической лестнице, канату. Ходьба по доске, бревну, которая развивает не только свод стопы, но и является хорошим средством для предупреждения косолапости и плоскостопия у детей. Эффективными являются упражнения с предметами, моделирующими свод стопы (верёвки, гимнастические палки, резинки, платочки, нетрадиционное оборудование, с использованием природного материала, с использованием специального оборудования (мячиком для массажа, массажёром для стоп «Тимбэ»). Очень полезным будут прогулки босиком по песку, мелкому гравию, траве, закаливающие процедуры для ног, а также массаж стоп.
Также нами широко используется в группе «дорожка здоровья». Такая дорожка предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.
Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической направленности нами были использованы следующие формы общения с семьей: тематические беседы; дни открытых дверей; стенды (уголки) для родителей, где помещаются консультации, необходимые для того, чтобы работа с детьми велась не только в детском саду, но и закреплялась дома, например как «Здоровье начинается со стопы», «Профилактика плоскостопия у дошкольников», «Что делать, если у ребёнка плоскостопие?». Нами была разработана памятка для родителей «Правильная обувь – залог здоровья стоп ребёнка».
Как показывают результаты, после систематического использования корригирующей гимнастики при медицинском обследовании детей группы ортопедом у большинства из них имеются тенденции к улучшению состояния стопы. У детей, у которых был диагноз «уплощение стопы», в данный момент свод стопы стал нормальным.
Это является свидетельством того, что регулярное выполнение комплекса корригирующей гимнастики для свода стопы – хорошая профилактика плоскостопия.
Пример комплекса упражнений корригирующей гимнастики.
I. Разминка
1. «Весёлые лапки». И. п. сидя на коврике, пятки на полу, носки тянем на себя – от себя. Попеременное движение стопами (5-6 раз).
2. «Братья – близнецы». И. п. сидя на коврике, пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их.
На правой стопе пальчики работают - на левой отдыхают и наоборот.
3. «Барабанщик». И. п. сидя на стульчике (на скамейке, ноги вытянуты. Поочерёдные лёгкие удары ногами об пол, имитируя игру на барабане.
4. «Гусеница» И. п. сидя на стульчике (на скамейке, cтопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать. Выполняется в медленном темпе.
II. Основная часть
1. «Каток». И. п. сидя на стульчике (на скамейке, стопа опирается на гимнастическую палку (можно использовать массажный мячик). Перекатывать палку с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).
2. «Художник» И. п. сидя на стульчике (на скамейке, пальцами одной ноги, захватывая карандаш рисовать на листе бумаги разные фигуры, придерживая лист другой ногой (30-50 секунд). Затем упражнение выполняется другой ногой.
3. «Разбойник» И. п. сидя на стульчике (на скамейке). Перед детьми лис бумаги. Пальцами ног дети собирают листок в гармошку. При этом стопу от пола отрывать нельзя.
Можно это упражнение усложнить.
Упражнение «Стирка» И. п. сидя на стульчике (на скамейке). На полу перед детьми платочки. Пальцами ног дети собирают платочек в гармошку и отпускают (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
4. «Сборщик». Собирать пальцами одной ноги мелкие предметы, разложенные на полу (бумажные шарики, карандаши, шишки, мелкие игрушки из киндеров и т. д., и складывать их в кучку (1-2 минуты). Затем упражнение выполняется другой ногой.
5. «Окошко» И. п. сидя на стульчике (на скамейке). Поднимать и опускать стопы, не отрываясь от пола и упираясь на пальцы.
III. Заключительная часть (расслабление)
1. И. п. сидя на стульчике (на скамейке). Перекатывание подошв с носка на пятку.
2. И. п. сидя на стульчике (на скамейке). На слегка приподнятых ногах нужно похлопать стопами в течение 1 минуты.
3. И. п. сидя на стульчике (на скамейке). Поочерёдное растирание подошвы друг об друга.
4. Разные виды ходьбы:
• На носках с различным положением рук
• На пятках
• На внешней стороне ступы
• По ребристой доске босиком
• По канату прямо и боком
• По мягкой поверхности – прыгать на носках;
• По колючей поверхности – переступать с пятки на носок.