Олейник Елена Николаевна
Педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Раскрыты эффективные педагогические условия формирования физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Предложена модель «Счастливый ребенок – здоровый ребенок», целью которой является создание эффективных педагогических условий для освоения основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, дошкольное образование.
Актуальность. Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольном учреждении сложный и актуальный процесс. Освоение навыков выполнения физических упражнений детьми осуществляется в разных формах двигательной активности, как в подвижных играх, так и на занятиях по физкультуре. Привитие выполнение физических упражнений детям дошкольного возраста стало одной из задач дошкольного образования. Задача педагогов и родителей сформировать привычку к самостоятельной физической активности у детей с раннего детства.
Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования ДНР является - охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [1].
В концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР стратегическим направлением государственной политики социальной сфере в ДНР является формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную старость [3].
Здоровье – самое ценное, что есть в человеческой жизни, ведь народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!».
Проблемой физического воспитания уделил огромное внимание Н. А. Метлов. Собранный практический и методический материал для педагогов дошкольников является базовым фундаментом физкультурно – оздоровительной работы [4].
Методические подходы к физическому воспитанию, основанные на научном подходе, разработала А. В. Кенеман. Важную роль в физическом воспитании она определила двигательным действиям. Д. В. Хухлаева разработала методы и приемы по формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста [5].
Физкультурно-оздоровительная работа — это комплекс мероприятий, проводимых педагогами дошкольного учреждения, которые направленны на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка. Самое эффективное средство профилактики и предупреждения заболеваний является физическая активность. Занятия оздоровительной физкультурой направлены на оздоровление детского организма, укрепление иммунной системы, а так же на оздоровление.
Цель исследования – раскрыть эффективные педагогические условия формирования физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Проблема исследования заключается в недостаточной двигательной активности детей, которая препятствует физическому развитию и сказывается на здоровье в целом.
Гипотеза исследования предполагает использование современных форм физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении для формирования у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Организация исследования. Исходя из проблемного поля по физкультурно – оздоровительной работе в системе дошкольного образования, нами была разработана модель «Счастливый ребенок – здоровый ребенок». Цель модели – создание эффективных педагогических условий для освоения основных двигательных действий, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.
Задачи модели:
• Обеспечение педагогических условий для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
• Реализация комплексного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
• Формирование основ безопасности жизнедеятельности.
• Оказание консультативной, всесторонней помощи родителям воспитанников в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Целевые ориентиры:
• Ключевой оздоровительный — комплексное развитие и укрепление здоровья детей с интеграцией прогресивных здоровьезберегающих технологий.
• Тематический образовательный — формирование у детей навыков гигиены, выполнение основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье.
• Социальный воспитательный — формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно – гигиенических навыков.
Модель «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» состоит из таких компонентов:
• Целевой. В данном компоненте прописаны цель и задачи, целевые ориентиры модели.
• Диагностический. Содержит инструментарий для комплексной диагностической оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, а также пример индивидуальной карты развития ребенка, авторы М. В. Савченко, Котова Л. Н., Губанова Н. В. Донецк [2].
• Технологический. Данный компонент включает формы работы с детьми : физкультурные занятия, виды утренней гимнастики, гимнастику после дневного сна, физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия в течении дня.
• Содержательный. Компонент направлен на организацию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении, составление индивидуальных маршрутов оздоровления, изучение современного педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, интеграция оздоровительных эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в дошкольном учреждении детей, родителей, сотрудников.
• Рефлексивно – итоговый. Анализ заболеваемости и пути преодоления.
В процессе работы по модели «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» создан банк и актуализирован методический, практический материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений по физической активности детей, составлены памятки для родителей ЗОЖ. В работе по модели с детьми познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями. В течении всего педагогического процесса создана устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
Вывод. Актуальность модели «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм. Представленная модель физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья. Интеграция использования модели поможет педагогам и родителям растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему. Одним из необходимых условий – это доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Педагоги проявляют к детям искренний интерес, помогают преодолевать трудности и неудачи, радуются вместе с ними успехам, стараются, чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только двигательную, но и эмоциональную радость.
Список использованной литературы
1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР №287 от 04.04.2018) (ГОС ДО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dnr-online.ru/download/ob-utverzhdenii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya/
2. Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт. -сост. Савченко М. В., Котова Л. Н., Губанова Н. В. – Донецк: Истоки, 2017. – 76 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://dvoshod.ucoz.net/diagnostika_individualnogo_razvitija_detej_doshkol.pdf
3. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 № 815) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gmkol.ucoz.ua/vospitanie/koncepcija_zdorovogo_obraza_zhizni.pdf
4. Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. – Москва: Линка-пресс, 2000. – 236 с.
5. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения : Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений [Текст] / Под ред. С. О. Филипповой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс – 2005. – 416 с.