Позднякова Елена Алексеевна
Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка. Воспитатель окуз сдр
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание – неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка.
Позднякова Елена Алексеевна воспитатель Областного казенного учреждения здравоохранения
«Областной специализированный Дом ребенка»
Комитета здравоохранения Курской области
Статья посвящена актуальной проблеме физического воспитания детей раннего возраста с отклонениями в развитии в условиях дома ребенка.
Публикация «Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка, Воспитатель окуз сдр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
The article is devoted to the actual problem of physical education of young children with developmental disabilities in a children's home .
Ключевые слова: физическое воспитание; основные движения; занятия; здоровье.
Keywords : physical education ; basic movements ; health.
За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими дефектами и хроническими заболеваниями, которые достигают в настоящее время 6 - 8 % среди новорожденных.
Растет число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и др.
Особая форма поведения ребенка (агрессивность, апатия, трудности в обучении, появляется у детей со слабой нервной системой при условии неправильного воспитания в семье, при низком уровне жизни и плохой материальной обеспеченности. Такие дети наиболее уязвимы, пугливы, неуверенны, чувствуют себя защищенными только в присутствии воспитателя. Они нуждаются в особой эмоциональной защите.
В настоящее время в Доме ребенка находятся дети с нарушениями умственного, психического и физического развития.
Особенности физического развития детей
Всестороннее обследование двигательной сферы детей позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
Гипер- или гиподинамия;
Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки, метание)
Общая скованность и замедленность выполнения движений;
нарушение ориентировки в пространственной;
несформированность функций равновесия;
нарушение осанки, плоскостопие;
замедленность процесса освоения новых движений;
отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, выносливости и т. д.
Физическое воспитание расширяет функциональные возможности развивающегося организма, способствует качественному созреванию костно-мышечной системы, формированию таких физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и т. п. формированию двигательных навыков и основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки и метания). В связи с этим физическое воспитание необходимо с первых месяцев жизни ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: " Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя". Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи:
1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.). И инфекционным заболеваниям (ангина, корь, краснуха, грипп др.).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.
Образовательные задачи:
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Воспитательные задачи :
1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе.
Основными средствами физического воспитания являются закаливание, зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия. Организация всех видов двигательной деятельности требует определенных условий.
Физическое воспитание детей раннего возраста - сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.
Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными формами (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные формы и средства - занятия на тренажерах, спортивные развлечения, спортивные праздники и др.
В «Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка» особое значение придается физкультурным занятиям, которые строятся на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях детей.
Физкультурные занятия являются важной организованной формой воспитания и обучения детей движениям (двигательным навыкам и умениям, развития физических качеств. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
На физкультурных занятиях следует решать следующие задачи:
- Обучать основным движениям
- Закреплять у детей уже имеющиеся двигательные умения;
- Содействовать формированию правильной осанки и стопы;
- Развивать физические качества (ловкость, быстроту, выносливость)
Воспитывать личностные качества (самостоятельность, активность, инициативность, смелость и т. п.);
Развивать положительные взаимоотношения между детьми;
Воспитывать положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.
Физкультурное занятие - это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.
Методические требования к проведению физкультурных занятий
Физкультурные занятия поводятся два раза в неделю, в первой половине дня, спустя 25-30 минут после завтрака или дневного сна, перед полдником, в специально оборудованном зале. Летом все занятия проводятся на воздухе на специально оборудованном участке.
Занятия следует проводить подгруппами. Число детей на каждом занятии и его длительность колеблется в зависимости от возраста.
Возраст 1г,3м. -1г. 6м. 1г. 6м. -2 года 2года-3года
Число детей 2-4 4-6-8 8-10-12
Длительность занятия в минутах
6-8 8-10 10-15-18
Детей домов ребенка отличает повышенная возбудимость, поэтому рекомендуется проводить занятия с числом детей не более шести. При проведении занятий с числом детей по 10-12 желательно, чтобы на занятиях, присутствовал второй взрослый. Тогда на одного взрослого также приходиться по 4-6 детей.
Структура занятия: вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.
Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, активирует его внимание, повышает его эмоциональное состояние. Эти задачи осуществляются разнообразными строевыми средствами (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега с заданиями, задания на внимание) в соответствии с возрастными особенностями детей. Длительность этой части занятия две-три минуты.
Основная часть включает общеразвивающие упражнения, которые помогают подготовить двигательный аппарат, Центральную нервную систему и вегетативные функции организма ребенка к выполнению более сложных физических упражнений. Общеразвивающие упражнения проводятся с предметами и без них из разных положений: стоя, сидя, лежа. С помощью этих упражнений укрепляются крупные мышечные группы, формируется правильная осанка, развиваются физические качества, развивается координация движений.
Применяемые комплексы лечебной физкультуры в Общеразвивающих упражнениях позволяет своевременно и эффективно разобраться над устроением различных патологий, в частности опорно–двигательного аппарата. Физические упражнения с элементами лечебной физкультуры просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становится более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности.
В основной части решаются главные задачи по формированию двигательных навыков. В связи с этим включаются сюда и основные движения (упражнения в равновесии, бросание и метание различных предметов, ползание и лазанье, прыжки). В каждом занятии выполняется два-три движения одно из них новое. Другие закрепляются. В основную часть включается одна из подвижных игр. В подвижной игре дети закрепляют основное движение которое было изучено на занятии. Длительность этой части от 15-20 минут.
Заключительная часть включает легко дозируемые упражнения, которые приводят организм ребенка в относительно спокойное состояние. Пример: ходьба в спокойном темпе, дыхательные упражнения и т. д.
Комплекс занятия проводится в течении двух недель (4 занятия). Это объясняется тем, что условные рефлексы, которые лежат в основе движений, требуют многократного повторения, по данным исследований психологов (Запорожец, Аксариной и т. д.) необходимо 4 повторений, чтобы ребенок овладел действием. Однако повторение одного и того же содержания, без каких-либо изменений может снизить интерес детей к занятию. Поэтому к каждому занятию подбираются пособия, оборудование и продумывается методика проведения.
Индивидуальные занятия проводятся с теми детьми, которые не овладели программным содержанием в процессе подгрупповых занятий, или с ослабленными детьми, которые нуждаются в лечебном применении средств физической культуры.
В заключении можно сказать, что хорошим результатом в развитии основных движений детей является целенаправленная и систематическая работа на занятиях по физической культуре. У всех детей наблюдается положительная динамика по всем видам движений. Можно смело утверждать, что физическая культура является необходимым и важным звеном в цепочке общих реабилитационных мероприятий. Она приносит ощутимую пользу детям раннего возраста.
Литература
1. Р. В. Ямпольская; Э. Л. Фрухт. «Воспитания и обучения детей в доме ребенка»
2. Министерство Здравоохраненияметодические рекомендации: «Организация физического воспитания в Домах ребенка»
3. Н. П. Кочетова. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. М. : Просвещение, 2005. – 112с.
4. С. Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. «Просвещение» 1978. 158с
5. Е. Н. Вавилова. Учить бегать, прыгать, лазать, метать. «Просвещение» 1983.
6. Л. Д. Глазырина. Физическая культура – дошкольникам: М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272с.
7. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. М. : Просвещение, 1983. – 95с.