Шахбазян Сауле Тюлегеновна
Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Шахбазян Сауле Тюлегеновна,
ГБОУ Школа в Капотне,
saule811@mail.ru
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: статья освещает проблемы в понимании особенностей психического, физического и социального развития ребенка дошкольного возраста и способов их разрешения.
Публикация «Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
Ключевые слова: профессиональная грамотность педагога; физическое развитие ребенка; педагогическая грамотность родителей.
Здоровье – это основная ценность человека. Соответственно, необходимо уделять особое внимание сохранению и поддержанию здоровья детей в дошкольном возрасте, так как это одно из условий успешного дошкольного обучения и полноценной жизни. Необходимость сохранения и поддержания здоровья постулируется в «Стратегии развития воспитания», так как детство самоценно и у наших детей есть право на счастливое детство [1].
Анализ научных исследований, приводит к противовесу между потребностями родителей в педагогической и психологической литературе практической направленности и недостаточностью теоретических и научно-методических основ организации повышением педагогической грамотности родителей на уровне дошкольных учреждений. Между уровнем требований к семье в воспитании ребенка дошкольного возраста и недостаточной осведомленностью родителей о значимости дошкольного возраста для формирования основ личности и ее социализации в обществе. С другой стороны, в связи с появлением вариативных форм дошкольного образования и возможностями организации процесса развития педагогической грамотности родителей в условиях детского сада и пассивностью родителей к стремлению саморазвития.
Кроме того, многие родители всё больше внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста, забывая о физическом развитии дошкольников, а также формировании моральных качеств личности своего ребенка. И здесь у родителей очень часто возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста и способов их разрешения. Многие родители полагают, что лишь с поступлением в школу, с 6-7летнего возраста ребенок становится личностью, и поэтому самоустраняются от воспитания детей - как нравственного, так и социального.
Особую актуальность данная проблема приобретает в воспитании детей раннего возраста, наиболее важного в закладывании основ как физического так и психологического развития детей дошкольного возраста (Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, А. А. Люблинская, Е К Лютова, В С Мухина и др.) Именно в этот возрастной период от родителей требуются не только теоретические знания основ психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, но умения обеспечить ребенку условия для удовлетворения потребностей в эмоциональном общении и сотрудничестве со взрослым в процессе взаимодействия ребенка с предметным и социальным миром. Следует особо отметить, что эффективность деятельности родителей как педагогов, зависит, прежде всего, от уровня их грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, а также личностной зрелости и компетентности.
Законом Российской Федерации «Об образовании» в п. 1 ст. 18 закреплено, что первыми педагогами, отвечающими за закладывание основ социализации и физического развития ребенка, являются родителями ребенка. Именно на них государство возлагает ответственность первоначального, но такого важного в становлении психологически устойчивой, гармоничной и творческой личности, стойкой к изменяющимся мировым тенденциям. Все сложности адаптации уже подросшего ребенка к общественной жизни исходят из периода дошкольного детства. Это даёт основание полагать, что именно здесь родители не смогли показать себя грамотными, понимающими всю важность ситуации, и потому допустившими ошибки в закладывании основ социализации их ребенка как индивидуума, отдельной личности.
Несмотря на кажущуюся простоту воспитания ребенка дошкольного возраста, именно в этой простоте мы наблюдаем наибольшую проблему, и неготовность родителей решать ее. В последнее время развитие детей дошкольного возраста стало объединяющим фактором сотрудничества семьи и образовательных учреждений разного уровня - от дошкольных до средних профессиональных. Сохраняя преемственность, в основу легли составляющие базу для ценностей семьи, основные функции семьи, разработаны разнообразные по степени и области воздействия подходы к взаимодействию с семьей на базе образовательных учреждений, определены принципы взаимодействия; раскрыты направления непосредственной работы с родителями, ее содержание, актуальные и эффективные формы и методы работы с родителями на уровне дошкольных учреждений. О. С. Газман основным слагаемым успеха педагога считает его высокую профессиональную грамотность, которая заключается в умении организовать совместную деятельность таким образом, чтобы взаимодействие происходило в рамках сотрудничество и сотворчества в целях создания условий для физического и духовного развития личности ребенка.
По мнению автора, педагог должен обладать следующими умениями:
- проектировочными – постановка целей и задач воспитания, планирование воспитательно-образовательного маршрута;
- прогностическими – виденье конечного итого воспитательной процесса;
- гностическими – саморазвитие, самообразование и др. ;
- диагностическими – анализ результатов воспитания;
- организаторскими – управление процессом воспитания, развития и формирования;
- коммуникативными – умение общаться с воспитанниками и другими участниками воспитательного процесса;
- рефлексивными – оценка собственной педагогической деятельности, с целью корректировки своих планов и действий [3].
Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, необходимо быть педагогически грамотным специалистом.
Основные компоненты успеха педагога – его высокий профессионализм, который предусматривает умение находить контакт с детьми, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, использовать методы и приемы воспитания, не унижая человеческого достоинства ребенка и позволяющие ему быть активным при выборе содержания своего образования; способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива. Еще Ян Амос Коменский говорил, что результатом всего педагогического процесса должно быть достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования [4].
Слова великого философа как никогда актуальны в современном обществе, где личностно и практико-ориентированный подход, становится неотъемлемой частью современного обучения и воспитания.
Автор учебно-методического пособия по дошкольной педагогике, Е. А. Лобанова, характеризуя грамотность педагога дошкольного образования, утверждает, что педагог «должен обладать совокупностью развитых профессионально-предметных, личностных характеристик, а также коммуникативными качествами» [Цит. по: 5, с. 34-56].
В. А. Сластенин объединяет в данное понятие теоретическую и практическую готовность педагога к профессиональной деятельности. Нужно заметить, что ни одна из педагогических профессий не требует владения таким спектром знаний, умений и навыков, как профессионально-педагогических, так и методических, как профессия педагога дошкольного образования [2, с. 27].
По мнению автора статьи, детскому саду необходим педагог - профессионал, поскольку именно он закладывает основы физического воспитания, развития и обучения ребёнка дошкольного возраста, решает проблему психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников.
Цель физического воспитания - это охрана и укрепление здоровья ребенка, повышение его выносливости и сопротивляемости «вредным влияниям», закаливание сил, по мнению Е. А. Аркина, А. В. Запорожец, Э. Я. Степаненковой и др. Е. А. Аркин, например, сформулировал задачи физического воспитания, учитывая особенности развития дошкольника :
– общее укрепление организма,
– воспитание культурно-гигиенических форм поведения,
– правильное развитие и воспитание движений,
– закаливание (повышение сопротивляемости и выносливости) [6, с. 97].
Как мы видим, эти задачи до настоящего времени остаются актуальными и, кроме того, являются приоритетными в современной практике дошкольного образования. Однако, общеизвестно, что какие бы задачи не ставило перед собой педагогическое сообщество, решение возникающих задач, введение инновационных технологий и апробирование новых здоровьесберегающих методик невозможно без качественной работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
Список литературы:
1. Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ — семья — школа» : матер. всерос. заочн. науч. - практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. — Саратов: Наука, 2010. — 84 с.
2. Алябьева Н. В. Профессиональная подготовка педагога дошкольного образования в области физической культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3 - С. 26 - 29.
3. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. 2015. №24. — С. 1081-1083.
4. Красовских Т. И., Млечко А. В. Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования // Молодой ученый. 2015. №8. — С. 852-855.
5. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие – Балашов: Свет. 2005. — 76 с.
6. Парамонова М. Ю. Значение научно-педагогического наследия Е. А. Аркина для развития отечественной теории и практики физического воспитания дошкольников // Новые исследования. 2011. № 1. - С. 97-100.