Лучший педагог года

Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Шахбазян Сауле Тюлегеновна
Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

Шахбазян Сауле Тюлегеновна,

ГБОУ Школа в Капотне,

воспитатель детского сада,

saule811@mail.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация: статья освещает проблемы в понимании особенностей психического, физического и социального развития ребенка дошкольного возраста и способов их разрешения.

Публикация «Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах

Ключевые слова: профессиональная грамотность педагога; физическое развитие ребенка; педагогическая грамотность родителей.

Здоровье – это основная ценность человека. Соответственно, необходимо уделять особое внимание сохранению и поддержанию здоровья детей в дошкольном возрасте, так как это одно из условий успешного дошкольного обучения и полноценной жизни. Необходимость сохранения и поддержания здоровья постулируется в «Стратегии развития воспитания», так как детство самоценно и у наших детей есть право на счастливое детство [1].

Анализ научных исследований, приводит к противовесу между потребностями родителей в педагогической и психологической литературе практической направленности и недостаточностью теоретических и научно-методических основ организации повышением педагогической грамотности родителей на уровне дошкольных учреждений. Между уровнем требований к семье в воспитании ребенка дошкольного возраста и недостаточной осведомленностью родителей о значимости дошкольного возраста для формирования основ личности и ее социализации в обществе. С другой стороны, в связи с появлением вариативных форм дошкольного образования и возможностями организации процесса развития педагогической грамотности родителей в условиях детского сада и пассивностью родителей к стремлению саморазвития.

Кроме того, многие родители всё больше внимания уделяют интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста, забывая о физическом развитии дошкольников, а также формировании моральных качеств личности своего ребенка. И здесь у родителей очень часто возникают проблемы в понимании особенностей психического и социального развития ребенка дошкольного возраста и способов их разрешения. Многие родители полагают, что лишь с поступлением в школу, с 6-7летнего возраста ребенок становится личностью, и поэтому самоустраняются от воспитания детей - как нравственного, так и социального.

Особую актуальность данная проблема приобретает в воспитании детей раннего возраста, наиболее важного в закладывании основ как физического так и психологического развития детей дошкольного возраста (Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, А. А. Люблинская, Е К Лютова, В С Мухина и др.) Именно в этот возрастной период от родителей требуются не только теоретические знания основ психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, но умения обеспечить ребенку условия для удовлетворения потребностей в эмоциональном общении и сотрудничестве со взрослым в процессе взаимодействия ребенка с предметным и социальным миром. Следует особо отметить, что эффективность деятельности родителей как педагогов, зависит, прежде всего, от уровня их грамотности, педагогической культуры, педагогической образованности, а также личностной зрелости и компетентности.

Законом Российской Федерации «Об образовании» в п. 1 ст. 18 закреплено, что первыми педагогами, отвечающими за закладывание основ социализации и физического развития ребенка, являются родителями ребенка. Именно на них государство возлагает ответственность первоначального, но такого важного в становлении психологически устойчивой, гармоничной и творческой личности, стойкой к изменяющимся мировым тенденциям. Все сложности адаптации уже подросшего ребенка к общественной жизни исходят из периода дошкольного детства. Это даёт основание полагать, что именно здесь родители не смогли показать себя грамотными, понимающими всю важность ситуации, и потому допустившими ошибки в закладывании основ социализации их ребенка как индивидуума, отдельной личности.

Несмотря на кажущуюся простоту воспитания ребенка дошкольного возраста, именно в этой простоте мы наблюдаем наибольшую проблему, и неготовность родителей решать ее. В последнее время развитие детей дошкольного возраста стало объединяющим фактором сотрудничества семьи и образовательных учреждений разного уровня - от дошкольных до средних профессиональных. Сохраняя преемственность, в основу легли составляющие базу для ценностей семьи, основные функции семьи, разработаны разнообразные по степени и области воздействия подходы к взаимодействию с семьей на базе образовательных учреждений, определены принципы взаимодействия; раскрыты направления непосредственной работы с родителями, ее содержание, актуальные и эффективные формы и методы работы с родителями на уровне дошкольных учреждений. О. С. Газман основным слагаемым успеха педагога считает его высокую профессиональную грамотность, которая заключается в умении организовать совместную деятельность таким образом, чтобы взаимодействие происходило в рамках сотрудничество и сотворчества в целях создания условий для физического и духовного развития личности ребенка.

По мнению автора, педагог должен обладать следующими умениями:

- проектировочными – постановка целей и задач воспитания, планирование воспитательно-образовательного маршрута;

- прогностическими – виденье конечного итого воспитательной процесса;

- гностическими – саморазвитие, самообразование и др. ;

- диагностическими – анализ результатов воспитания;

- организаторскими – управление процессом воспитания, развития и формирования;

- коммуникативными – умение общаться с воспитанниками и другими участниками воспитательного процесса;

- рефлексивными – оценка собственной педагогической деятельности, с целью корректировки своих планов и действий [3].

Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, необходимо быть педагогически грамотным специалистом.

Основные компоненты успеха педагога – его высокий профессионализм, который предусматривает умение находить контакт с детьми, взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, использовать методы и приемы воспитания, не унижая человеческого достоинства ребенка и позволяющие ему быть активным при выборе содержания своего образования; способность творчески разрешать сложные ситуации в жизни личности и коллектива. Еще Ян Амос Коменский говорил, что результатом всего педагогического процесса должно быть достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования [4].

Слова великого философа как никогда актуальны в современном обществе, где личностно и практико-ориентированный подход, становится неотъемлемой частью современного обучения и воспитания.

Автор учебно-методического пособия по дошкольной педагогике, Е. А. Лобанова, характеризуя грамотность педагога дошкольного образования, утверждает, что педагог «должен обладать совокупностью развитых профессионально-предметных, личностных характеристик, а также коммуникативными качествами» [Цит. по: 5, с. 34-56].

В. А. Сластенин объединяет в данное понятие теоретическую и практическую готовность педагога к профессиональной деятельности. Нужно заметить, что ни одна из педагогических профессий не требует владения таким спектром знаний, умений и навыков, как профессионально-педагогических, так и методических, как профессия педагога дошкольного образования [2, с. 27].

По мнению автора статьи, детскому саду необходим педагог - профессионал, поскольку именно он закладывает основы физического воспитания, развития и обучения ребёнка дошкольного возраста, решает проблему психолого-педагогического просвещения родителей воспитанников.

Цель физического воспитания - это охрана и укрепление здоровья ребенка, повышение его выносливости и сопротивляемости «вредным влияниям», закаливание сил, по мнению Е. А. Аркина, А. В. Запорожец, Э. Я. Степаненковой и др. Е. А. Аркин, например, сформулировал задачи физического воспитания, учитывая особенности развития дошкольника :

– общее укрепление организма,

воспитание культурно-гигиенических форм поведения,

– правильное развитие и воспитание движений,

– закаливание (повышение сопротивляемости и выносливости) [6, с. 97].

Как мы видим, эти задачи до настоящего времени остаются актуальными и, кроме того, являются приоритетными в современной практике дошкольного образования. Однако, общеизвестно, что какие бы задачи не ставило перед собой педагогическое сообщество, решение возникающих задач, введение инновационных технологий и апробирование новых здоровьесберегающих методик невозможно без качественной работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ — семья — школа» : матер. всерос. заочн. науч. - практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. — Саратов: Наука, 2010. — 84 с.

2. Алябьева Н. В. Профессиональная подготовка педагога дошкольного образования в области физической культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3 - С. 26 - 29.

3. Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. 2015. №24. — С. 1081-1083.

4. Красовских Т. И., Млечко А. В. Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования // Молодой ученый. 2015. №8. — С. 852-855.

5. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие – Балашов: Свет. 2005. — 76 с.

6. Парамонова М. Ю. Значение научно-педагогического наследия Е. А. Аркина для развития отечественной теории и практики физического воспитания дошкольников // Новые исследования. 2011. № 1. - С. 97-100.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования.

Адаптация к условиям детского сада, как педагогическая проблема Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является.

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата. Здравствуйте, меня зовут.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»Информация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике выделяют.

Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста Корнилова Ю. А. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь Научный руководитель: Хохрякова Ю. М., канд. пед.

Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе На современном этапе развития в нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология.

Школа мяча. Физическое воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Выступление «Социальное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема» На развитие человека воздействует множество факторов. Процесс развития ребенка во взаимодействии его с окружающим миром можно определить.

Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого-педагогическая проблема Знакомство с книжной культурой и детской литературой как психолого- педагогическая проблема. В дошкольном возрасте закладываются основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 17:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Шахбазян Сауле Тюлегеновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД