Носкова Елена Сергеевна
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата.
Здравствуйте, меня зовут Носкова Елена Сергеевна, сегодня мы рассмотрим проблемы психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрено понятие семейных ценностей, его виды и функции, а также формы и методы формирования семейных ценностей.
Публикация «Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: семья, семейные ценности, старший дошкольный возраст.
Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. Семья – основанная на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью [2]. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности.
Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе.
Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. Причины разные: одни родители не хотят, другие не могут правильно рассказывать и показывать, поскольку не обладают нужным опытом и т. д.
По статистике 80% всех семей в течение 2-3 лет, разводятся, а в некоторых регионах нашей страны на 100 родов приходится 130 абортов. Поэтому, семейные ценности должны быть заложены в личности ребенка с самого раннего возраста, в том числе через дошкольную образовательную организацию.
Действующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Семейные ценности – это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями
И. С. Кон выделяет следующую классификацию семейных ценностей: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости. Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Для формирования семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста используют:
– работу с пословицами, запечатлевшими народную мудрость относительно проблем семейных отношений и воспитания (сочинение сказки по пословице «Не нужен и клад, коли в семье лад»);
– творческие проекты по искусству семейного времяпровождения (семейные праздники, посвященные Дню матери, технологии создания семейного древа и т. д.);
– кейс – технологии, посвященные семейным конфликтам и ролевые игры (игры «дочки-матери»). В использовании кейс – технологий и ролевых игр важно побыть в разных ролях, чтобы почувствовать мотивы каждого члена семьи, каждый эпизод, в которой реплики анализируются учителем и сверстниками.
– симуляции речевой психотехники – моделирование речевого обращения к члену семьи в разных ситуациях (игры-беседы, которые могут раскрывать несовпадение мнений в семье, необходимость обсудить плохое поведение ребенка, разговор с членом семьи, который зол или расстроен, убеждение его в справедливости выбора данного решения).
Можно выделить ряд структурных компонентов формирования семейных ценностей:
1. Когнитивный компонент. У членов семьи формируются определенные когнитивные представления о семье, так называемый набор когнитивных схем. Под ним подразумеваются убеждения членов семьи относительно друг друга, общества, мировосприятия, о том, какие черты, роли преобладают в семье, какова роль каждого элемента семейной системы. К старшему дошкольному возрасту ребенок может перечислить признаки семьи и охарактеризовать их. С опытом у ребенка складывается определенный образ семьи, и не только своей семьи, а семьи как таковой, то есть образ идеальной семьи как образ идеального взрослого. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже может описать, как должна выглядеть идеальная семья, то есть изобразить ее так называемый портрет. При этом ребенок может дать сравнительную характеристику своей семьи и идеальной, оценить поведение взрослых членов своей семьи и сиблингов.
Т. А. Куликова пишет, что многочисленные исследования показывают, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.
2. Эмоционально-мотивационный компонент. Данный компонент включает в себя эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов своей семьи. При благоприятном формировании принадлежности к семье ребенок чувствует себя нужным, желанным, любимым, он доверяет другим членам семьи, чувствует себя защищенным в своей семье, проявляет интерес, желание и инициативу во взаимодействии с членами семьи. Ребенок не стесняется говорить о своих чувствах и с уважением относится к чувствам других. В свою очередь ребенок уверен во взаимности чувств и отношений к нему со стороны других членов семьи.
3. Поведенческий компонент. На поведенческом уровне ребенок совершает определенные действия и поступки по отношению к семье: поддерживает, сопереживает, пытается оказать помощь, участвует в совместных семейных делах и т. д., поведение ребенка выстраивается на основе его представлений, отношений, мотивации. Поведение это зависит от правил, которые приняты в той или иной семье. Если в семье принято открыто выражать свою точку зрения, эмоциональные состояния, проявлять заботу, поддержку, то наиболее вероятно, что в семье благоприятный психологический климат, который обеспечивает ребенку налаживание социальных связей более широкого уровня: в группе сверстников в детском саду и с другими взрослыми.
Большую роль в становлении поведенческого компонента принадлежности к семье у ребенка играет механизм подражания. Ребенок перенимает способы поведения и деятельности у взрослых, которые, в свою очередь, являются образцом-ориентиром, авторитетом. Так, например, если взрослые члены семьи с уважением относятся к мнению ребенка, вежливы в общении, демонстрируют заботу и внимание, проводят вместе с ним время, то ребенок подсознательно перенимает подобную модель поведения.
Очень важно, чтобы ребенок чувствовал принадлежность к своей семье на всех трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Так же очень важно в формировании семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста использовать в основе ведущий вид деятельности этого возраста – игровую деятельность. Для разработки технологии формирования семейных ценностей в исследовании используем: психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т. д.
Для формирования когнитивного компонента можно использовать сказкотерапию, например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях. В этом задании ребенку также можно предложить готовые игрушки или картинки, на основе которых дошкольник может сочинить свою историю. Это задание может быть как формирующим (представления о семье, профессиях, так и диагностическим для психолога, так как ребенок, скорее всего, будет опираться на образ своей собственной семьи в сочинении сказки.
Эмоционально-мотивационный компонент можно формировать, используя ролевую игру.
Ход совместной деятельности:
(Слышится плач ребенка)
Психолог: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?
Дети: малыш!
Психолог: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?
Дети: ему нужны мама и папа.
Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.
Дети высказывают желания по распределению ролей
Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.
Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду,стирать одежду.
Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.
Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой? А что делает бабушка?
Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.
Воспитатель: Что делают дети в семье?
Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.
Психолог: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?
Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»).
После ролевой игры проводят беседу, в которой дети отвечают на вопросы, такие как «В какую игру мы играли?», «Какие роли выполняли Ваши персонажи?», «Что делали Ваши персонажи?» и т. д.
Формируя поведенческий компонент можно использовать, например психологическую игру «мамины помощники». Цель игры – научить детей помогать старшим, выполнять несложную работу по дому. Игра учит детей работать в коллективе. Для игры потребуется игрушечный утюжок, кукольная одежда, тазик с водой, мыло, игрушечная посуда, пластмассовая расческа, куклы. Дети рассаживаются на стульчиках. Психолог просит вспомнить, какими домашними делами занимается их мама. Далее ведущий предлагает детям побыть в роли взрослых и сделать какую-нибудь домашнюю работу. Дальнейший характер игры, в основном, зависит от оборудования: кому-то ведущий может поручить постирать кукольную одежду, кому-то приготовить обед, кому-то отгладить кукольную одежду игрушечным утюжком. Другие игроки в это время могут причесывать кукол, одевать их, водить гулять. После игры ведущий может похвалить их за то, что они настоящие мамины помощники.
Список литературы
1. Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития(2015, № 3)
2. Демографический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL: http://demography.academic.ru/2446
3. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999. 232 с.
4. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том №2. – С. 103
5. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной психотерапии. М., 1998. 304 с.
6. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm - ISSN 2304-120X.
7. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Мирошник Е. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2015. – № 05 (май). – ART 15167. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15167.htm. – ISSN 2304-120X.