Получи документы

Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста

Юлия Корнилова
Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста

Корнилова Ю. А.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

Научный руководитель: Хохрякова Ю. М., канд. пед. наук, ПГГПУ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧАСТЯХ СУТОК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование представлений о времени является одним из важных аспектов познавательного развития детей, поскольку все объекты и явления окружающего мира, все виды деятельности человека имеют временные характеристики (длительность, последовательность, ритм и т. д.). Программы начального общего образования предусматривают обучение школьников способам измерения времени, особенностям использования часов как специально созданных социумом инструментов, а также специфике осуществления ранее освоенных вычислительных действий на новом материале. В период дошкольного возраста дети еще не могут измерять время, поэтому эталонами времени для них становятся не секунды (минуты, часы и т. д., а достаточно регулярно повторяющиеся в их жизни явления, как природные (например, восход и заход солнца, так и бытовые (подъем, умывание и т. д.). Соответственно большинство исследователей (Е. В. Звонова, С. Д. Луцковская, А. А. Люблинская, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова, Н. И. Чуприкова, Е. И. Щербакова и др.) обращаются к изучению особенностей развития у детей опосредованного восприятия времени, освоения значения словесных наименований различных временных интервалов. При этом ученые отмечают, что, несмотря на небольшой объем целенаправленно формируемых у воспитанников детского сада представлений, они отличаются недостаточной полнотой, осознанностью и обобщенностью [2].

Публикация «Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Существенным препятствием на пути формирования у детей полноценных представлений о частях суток становится условный, неоднозначный характер их выделения. Исторически первой является ориентация человека на видимые изменения природной среды, среди которых наибольшую значимость имеет динамика освещенности, связанная с движением солнца (рассвет, высшая точка дневного солнцестояния и т. д., что соответствует преднаучным представлениям о вращении Земли вокруг своей оси. Количество выделяемых суточных временных отрезков и их словесные обозначения в языке различны (затемно – засветло, восход – сумерки и т. д., но общепринятым во многих странах является деление суток на четыре части (утро, день, вечер, ночь) [1]. Однако, если начало утреннего отрезка возможно соотнести с рассветом, то его конец (смена «утра» и «дня») не имеет четких объективных признаков. Более того, время восхода и заката смещается в зависимости от времени года, вследствие чего продолжительность дня и ночи оказывается различной, а дифференциация частей суток – весьма расплывчатой.

В методических пособиях (Л. С. Метлиной, Т. Д. Рихтерман, Е. И. Щербаковой и др.) предлагается ориентировать детей на собственную, регулярно повторяющуюся деятельность («утром мы встаем, умываемся, идем в детский сад, завтракаем» и т. д., а также деятельность окружающих взрослых («утром родители идут на работу, дворник чистит дорожки») [2]. Это приводит к тому, что представления дошкольников остаются ситуативными, единичными, статичными, в некоторой степени изолированными от наблюдений за изменением освещенности.

Анализ данных диагностического обследования воспитанников старших групп (МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 272» и МБДОУ «Детский сад № 256» г. Перми, 65 человек) позволил установить, что большинство из них знают общепринятые названия частей суток и их последовательность, но при этом 76% детей затруднила постановка вопроса «Какие части суток ты знаешь При характеристике признаков частей суток воспитанники фиксировали свое внимание преимущественно на особенностях расположения небесных светил («Утром солнышко встает; днем солнце вверху стоит; вечером солнце за деревьями / садится; ночью на небе луна / звезды»). Поэтому следующий вопрос, фиксирующий отсутствие на небосклоне светил: «Бывает ли так, что день, а солнца нет?», «Если на небе нет луны и звезд, это ночь?», побуждал детей к поиску иных сущностных признаков частей суток. 48% детей не смогли дать объяснения или приводили неадекватные аргументы ( например: «Когда завешаны шторы»). 52% опрошенных отметили, что не видно солнца, «когда на небе тучи» / «во время грозы» / «когда затмение», и лишь 12% детей попытались объяснить отсутствие ночью звезд и луны.

Дополнительные вопросы, касающиеся поведения и деятельности людей и животных, помогли воспитанникам назвать другие признаки той или иной части суток : «Утром летают птички, все встают рано, идут в садик, на работу, в школу». При этом момент сезонного несоответствия природных и бытовых признаков не был замечен никем из детей.

Обследование воспитанников проводилось в зимний период времени, соответственно следующий вопрос отражал их непосредственный жизненный опыт: «Ты проснулся и идешь в детский сад, а на улице темно. Какая это часть суток?» 58% детей утверждали, что ночь. Объясняя свой ответ («Почему ты считаешь, что идешь в детский сад ночью?», ребята говорили: «Потому что на небе звезды», «Потому что темно». 42% воспитанников сказали, что идут в детский сад утром, но только 16% детей аргументировали свое мнение, апеллируя к собственной деятельности: «Меня ведут в детский сад утром, потому что я проснулась и умылась», тогда как остальные не дали ответа.

Попытка обратить внимание детей на противоречие в их высказываниях («Но ты сказал, что утром не только люди просыпаются, но и солнце встает, а сейчас ведь еще темно и звезды на небе») приводила к отказу от дальнейших рассуждений.

Таким образом, несмотря на то, что в программах дошкольного образования традиционно рекомендуется начинать работу по формированию представлений о частях суток уже в младшей группе, многие воспитанники старших групп имеют достаточно стереотипные, разрозненные знания, не обращают внимания на их противоречивость и неадекватность непосредственному опыту.

Опрос педагогов вышеуказанных детских садов и родителей воспитанников показал, что при дифференциации частей суток они преимущественно ориентируются на так называемое «часовое» деление. По их мнению, утро начинается в 4–6 часов и длится до 10–12 часов, соответственно день – с 10–12 до 16–18 часов и т. д. Большинство опрошенных полагают, что временные интервалы имеют равную продолжительность – по 6 часов. Вместе с тем некоторые считают, что «полдень» – это половина дня («полночь» – половина ночи, в связи с чем «утром» следует называть период с 3 до 9 часов. На этой основе ни у кого из взрослых не возникает сомнения в том, что они ведут ребенка в детский сад «утром» и забирают «вечером», независимо от времени года.

Однако дети дошкольного возраста еще не могут принять «часовой» принцип выделения частей суток, что не в полной мере осознается взрослыми. Вследствие этого воспитатель проводит различные беседы, дидактические игры и упражнения, в которых акцентирует внимание дошкольников на том, что «ночью темно, и все спят», «утром солнце встает, все просыпаются» и т. д., а родитель будит ребенка со словами «доброе утро» в темное время суток зимой или, напротив, говорит, что «наступила ночь, пора ложиться спать», несмотря на щебет птиц и наличие солнца на светлом небе летом. Поэтому проблема поиска эффективных способов педагогического содействия развитию у детей опосредованного восприятия времени и освоения слов, обозначающих временные эталоны, продолжает оставаться актуальной.

Список литературы:

1. Ахмерова, Л. Р. Функциональные особенности слов с общим значением времени в современном русском языке: дис.. канд. филол. наук / Л. Р. Ахмерова. – Казань, 2004. – 185 c.

2. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : кн. для восп. дет. сада / Т. Д. Рихтерман. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 45 с.

Публикации по теме:

«Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Стихи о частях суток Автор: Панова Ирина Сергеевна. В моих четверостишиях можно проследить характерные явления отражающие части суток: утро, день, вечер, ночь.

Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных Введение Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период.

Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возрастата. Здравствуйте, меня зовут.

Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической.

Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников. 2. Дать характеристику.

ИКТ как средство формирования краеведческих представлений у детей дошкольного возраста В настоящее время воспитание любви к родному краю, родному городу, родной культуре - одна из основных задач воспитания подрастающего поколения.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Части суток» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Проблема формирования социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.

Проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Обращение к проблеме трудолюбия в контексте изучения феномена труда как деятельности, ее организации, обусловлено следующим: 1. Признанием.

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 19:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема формирования представлений о частях суток у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Корнилова (УИ 508460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД