Антипова Ольга Сергеевна
Физическое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как будет организована работа с детьми
по физической культуре, зависит здоровье человека.
Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать
мышечную радость и полюбить движение, это поможет
ему пронести через всю жизнь потребность в движении,
приобщиться к спорту и здоровому образу жизни»
Т. Н. Доронова
Публикация «Физическое развитие детей с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Особенно это относится к детям-сиротам, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, его группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультурой? Как воспитать потребность в здоровом образе жизни?
В действующем Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, входит в число приоритетов деятельности всего персонала. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Поэтому я в своей работе использую здоровьесберегающие технологии.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Одной из главных задач нашего дома ребенка является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья наших воспитанников.
Таким образом, цели и задачи в моей работе согласуются с целями и задачами учреждения. Целью использования здоровьесберегающих технологий в моей работе является обеспечение здоровья воспитанников дома ребенка и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.
Из цели вытекает ряд задач:
- способствовать укреплению здоровья детей;
- формировать у детей двигательные умения и навыки;
- формировать у детей привычку к здоровому образу жизни;
- воспитывать интерес к различным, доступным детям, видам двигательной деятельности.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого предварительно продумываю методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.
Для формирования мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
В качестве средств, позволяющих решить поставленные задачи, я применяю:
1. Специально организованные мероприятия для обучения детей элементарным приёмам здорового образа жизни :
• оздоровительная гимнастика;
• специально организованные занятия оздоровительной физкультуры;
• массовые оздоровительные мероприятия;
• разные виды массажа;
• элементы упражнений йоги;
• привитие детям гигиенических навыков;
• физкультминутки во время занятий;
• упражнения для глаз;
• выход на природу;
• экскурсии;
• ходьба на лыжах для детей с 2 до 4 лет.
2. Использую также :
Динамические паузы– во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности
Релаксация – для этого использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая – индивидуально либо с подгруппой ежедневно.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. Для этого использую наглядный материал, показ.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования – игры с крупными или длинными бигуди, с массажными мячиками, прищепками, зубными щётками, шестигранными карандашам, решётками, бусами, платочками и т. д.
Принимала активное участие в создании предметно-развивающей среды в группе : оформление зоны двигательной активности в соответствии с условиями разновозрастной группы; подбор картотек; изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки; разработка отдельных оздоровительных комплексов, а также конспектов интегрированных занятий. Например, интегрированное занятие «Прочь, микроб!».
Реализую здоровьесберегающие технологии в тесном взаимодействии с другими специалистами:
1) Технологии музыкального воздействия (совместно с музыкальным руководителем) – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Музыкальный руководитель помогает подобрать репертуар музыки для подвижных игр, релаксирующей музыки для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
2) Цветотерапия (во взаимодействии с педагогом-психологом). Например, при проведении интегрированного занятия (физическое развитие + художественно-эстетическое развитие, во второй половине после физических упражнений я использую элементы цветотерапии – беру краску с двумя успокаивающими цветами (голубой и зелёный, предлагаю детям нанести краску на ладошку и отпечатать ее на ватмане. Это способствует развитию моторики рук; закаливанию (взаимодействие с водой); а также способствует снятию эмоционального возбуждения, расслаблению после активных физических упражнений. Или, например, по окончании утренней гимнастики предлагаю детям упражнение-релаксацию: лечь на постеленный зелёный ковер, закрыть глаза, представить себя на зеленой летней лужайке.
3) Совместно с другими специалистами проводим реабилитационные мероприятия (фитотерапия, кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика).
Использование здоровьесберегающих технологий в своей работе по физическому развитию детей раннего возраста позволило достичь повышения качества работы, которое выразилось в следующих результатах:
- значительно снизился уровень заболеваемости;
- увеличилось количество детей, имеющих соответствующий возрасту уровень физического развития;
- увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни;
- у детей появился устойчивый интерес к занятиям физической культурой.