ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВА
Особенности физического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности физического развития детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Темочки:
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью.
В конце младенческого возраста ребенок начинает делать первые шаги. Второй год жизни является периодом значительных изменений в жизни маленького ребенка и характеризуется, в первую очередь, высокой степенью подвижности ребенка. Основным достоянием является овладение ходьбой и увеличения ее скорости. Управление движениями ходьбы еще не сложилось, и поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Малейшее препятствие в виде стула, который надо обойти, или мелкого предмета, который попал под ступню, затрудняет ребенка, и он после одного-двух шагов падает на руки взрослых или на пол. Упражнения в ходьбе быстро приводят к большей устойчивости. Ребенок все меньше и меньше падает, уверенно идет к цели, но сами движения еще долго остаются недостаточно координированными. Постепенно дети начинают передвигаться гораздо свободнее. Движения уже совершаются без того огромного напряжения, которое было прежде. Кажется, что при передвижении они даже ищут дополнительных трудностей - идут туда, где горки, ступеньки, всяческие неровности. В полтора года дети живут упражнениями в движении. Просто бег и ходьба их уже не устраивают. Дети сами нарочно осложняют свою ходьбу. На первых ступенях овладение ходьбой является для ребенка особой задачей, связанной с сильными переживаниями. Только постепенно достигается автоматизация этого способа передвижения, он перестает представлять для ребенка самостоятельный интерес.
Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними общественной функцией.
В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встречах с новыми предметами. Если в период манипулирования ребенок, получив незнакомый предмет, действует с ним всеми известными ему способами, то впоследствии его ориентировка направлена на выяснение того, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Орудийные действия - действия, в которых один предмет - орудие - употребляется для воздействия па другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого, который показывает действие, направляет руку ребенка, обращает его внимание на результат.
Игра - особая форма детской деятельности, в ней дети удовлетворяют свою основную социальную потребность - стремление к совместной жизни с взрослыми, которая не может быть удовлетворена на основе участия в труде взрослых. На этой ступени развития возникает новый вид игры - ролевая игра. В ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений трудовых функций. Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми.
Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Интенсивная подготовка к такому усвоению происходит уже в младенчестве: у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что и расширяет возможности его общения со взрослыми.
Таким образом, качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что наступает так называемый кризис 3 лет.
К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького ребенка. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Но как бы активны не были дети младшего дошкольного возраста, они еще быстро устают, и часто после активной прогулки, ребенку требуется значительное время для отдыха. Поэтому важно чередовать подвижную деятельность с пассивной, чтобы у ребенка было время на восстановление сил.
Психофизиологические особенности организма детей раннего возраста характеризуются, прежде всего, низкими функциональными возможностями, которые выражаются в слабом развитии мышечной и других систем, быстрой утомляемости, трудной приспособленности к условиям окружающей среды в целом. Это является причиной довольно частых болезней.
Характерной особенностью этого возраста является большой интерес к движениям. Особое значение имеют жизненно важные движения - ходьба, бег, прыжки, лазание, метание.
Движения ребёнка двух-трех лет пока не сформированы как произвольные. Они часто не преднамеренны, носят «исследовательский» характер: появившееся двигательное умение ребёнок опробует в играх, в действиях; увиденное движение и действие пытается повторить. Хотя в этом возрасте у ребёнка уже есть способность устанавливать некоторое сходство с образцом, он, действуя подражательно, не придерживается точно заданной формы движения.
Характерной особенностью возраста является огромный интерес к новым движениям, потребность настойчиво овладевать ими. На характер движений оказывает влияние особенности конституционного и физиологического развития. В этом возрасте у детей относительно короткие конечности, значительный вес головы и туловища, поэтому ребёнку трудно сохранять равновесие при ходьбе и беге, равномерность темпа, длины шага. Дети с трудом соблюдают направления при ходьбе, движения их слабо координированы. Они не могут быстро остановиться, наталкиваются на предметы, плохо ориентируются в пространстве.
В раннем возрасте дети не умеют согласовывать свои действия с действиями сверстников, признавать их двигательные интересы, подчинять свои действия определённым правилам, хотя интерес к совместным подвижным играм достаточно высок.
Одной из главных задач физического развития детей раннего возраста является формирование потребности в движении, содействие накоплению двигательного опыта, постепенного переходу от элементарного выполнения основных движений к овладению их различных способов.
2. Характеристика задач и содержания физического развития раннего возраста на основе анализа двух программ
Возраст детей Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
Ранний возраст Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом
направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;
влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать
предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с дру-
гими детьми.
Ходьба и упражнения в равновесии.
Ходьба стайкой в прямом на-
правлении по лежащей на полу дорожке. Ходьба с помощью взрослого
вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10–15 см (ширина
доски 25 см, длина 1,5–2 м, и вниз до конца. Подъем на опрокинутый
вверх дном ящик и спуск с него. Перешагивание через
веревку, положенную на землю, или палку, приподнятую от пола на
5–10 см.
Ползание, лазанье.
Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под
веревку (высота 50 см, пролезание в обруч (диаметр 50 см). Лазанье по
лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м).
Катание, бросание.
Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исход-
ного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6–8 см) вниз, вдаль.
1. Организовывать физиологически целесообразный режим жизнедеятельности
детей.
2. Обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход,
двигательную активность детей.
3. Содействовать своевременному овладению движени
ями на основе
положительного эмоционального общения и совместных действий взрослого с
ребенком.
Содержание образовательной деятельности
Общеразвивающие упражнения
заключаются в движениях головы, рук, ног, а
также движения туловища из положения тела стоя, сидя, лежа на спине,
переворачивание со спины на бок, живот и обратно.
Выполнение общеразвивающих упражнений с мелкими предметами
(погремушками, колечками, платочками, рядом с предметами (стул, скамейка) и на них.
3. Специфика методов, средств и условий физического развития детей раннего возраста
На втором году жизни продолжается работ по совершенствованию таких основных движений, как ходьба, бег, ползание, метание, прыжки.
При овладении бросанием ребенок нередко совершает множество лишних движений. Он зачастую не умеет прицеливаться. Вдаль он бросает лучше, чем в цель. Игры с мячом – тренировка в бросании предметов занимает важное место в работе с ребенком данного возраста.
Лазание продолжает совершенствоваться у ребенка 2 – 3 лет. Его учат пользоваться лесенкой, подниматься до самого верха. Необходимо создавать условия для ползания, лазания, влезания, перелезания.
Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности. Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений.
Физкультурные занятия с ребенком 2 – 3 лет проводится в первой половине дня не менее чем через 30 минут после завтрака. При проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 месяцев объединяют в подгруппы по 2 – 3 или 4 – 5 человек; детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет – по 6 – 8 человек.
Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми используются простейшие пособия : скамейки, мячи, мостики, бревна, лесенка для лазания. Пособия подбираются с возрастом ребенка.
Занятия в группах раннего возраста проводится подгруппами. Методика и организация их соответствуют возрастным особенностям ребенка. В группах раннего возраста в начале года физические упражнения проводится индивидуально с каждым ребенком.
Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных движениях. К концу года выполняются упражнения по подгруппам поточно или фронтально. В этих группах значительное внимание отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются разнообразные упражнения в ходьбе, перешагивание через предметы, влезание, пролезание, бросание и т. д.
С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.
Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке». Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).
Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т. д.
При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»
Содержание гимнастики составляет 3-4 обще-развивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются. И на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.
Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для обще-развивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.
Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.
При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа упражнений.
Организация подвижных игр на прогулке – это одно из условий повышения двигательной активности детей, в процессе которого улучшается психико-эмоциональное состояние ребенка, снимается напряжение, дети учатся подчиняться правилам, воспитываются навыки коллективной игры.
Подвижные игры – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Средний и старший дошкольный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.
Проведение подвижных игр и упражнений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению физических навыков, улучшению здоровья, развитию сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других важнейших систем организма детей.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Таким образом, играя в подвижные игры на прогулке и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Конспект физкультурного занятия
В группе раннего возраста
«Кошка в гости к нам пришла»
Цель: развивать физическую активность детей.
Задачи:
Обучающие: Учить ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга. Упражнять в ползании на четвереньках в медленном и быстром темпе; в пролезании в обруч.
Развивающие : Развивать координацию движений. Развивать самостоятельность при выполнении физических упражнений
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, бережное отношение к животным.
Материал для занятия:
• обручи;
• погремушки (2 шт.) на каждого,
• игрушка-кошка,
• корзинка.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла гостья. А, кто это, угадайте:
Мягкие лапки, в лапках царапки
Молочко пьет, мяу-мяу поет.
Дети: Кошка.
Воспитатель: Где же она? Позовите ее: кис-кис-кис.
(Дети зовут, появляется кошка.)
Воспитатель: Посмотрите, кошка принесла нам корзинку с сюрпризом.
А что в ней лежит, мы посмотрим немного попозже. А пока я предлагаю с кошкой поиграть (младший воспитатель раскатывает массажную дорожку и сажает на нее кошку).
Воспитатель: Давайте пойдем по дорожке вместе с кошкой. Посмотрите, где сидит кошка?
Дети: На дорожке.
Воспитатель: Мы с вами знаем стихотворение, услышав которое наша гостья убежит с дорожки.
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
(кошка убегает с дорожки, и садиться в сторонке)
Воспитатель: Вот и убежала кошка с нашей дорожки. Пойдемте смелее (дети идут по массажной дорожке).
Топают ножки по цветной дорожке…
Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем - кошку догоняем!
Дети разбегаются врассыпную.
Воспитатель: Догнали! И снова шагают ножки по цветной дорожке (дети идут по массажной дорожке).
Воспитатель: Ребята, а помните, когда кошка только к нам пришла она корзинку принесла. Я предлагаю посмотреть, что же там лежит. Посмотрите, принесла нам кошка веселые игрушки - погремушки. Возьмите погремушки, встаем в кружок, будем дальше играть (воспитатель и младший воспитатель раздают детям погремушки).
Общеразвивающие упражнения.
1. Погремушки поднимаем, погремушки опускаем. Снова поднимаем, снова опускаем. И еще разок с начала… (поднимаем вверх, опускаем).
2. А теперь ребятки, поиграем в прятки. Спрятались игрушки — наши погремушки.
И опять ребятки - поиграем в прятки (спрятали за спину, показали вперед).
2. Стали дети приседать, погремушками стучать.
3. Постучали, снова встали, а теперь начнем опять
Погремушками стучать
И еще разок… (присели, постучали, встали).
4. А теперь в кружочке нашем,
5. С погремушками попляшем.
6. Мы немножко отдохнем, раз-два, раз-два!
И опять плясать начнем (прыжки чередуются с ходьбой).
Воспитатель: Вот как славно мы поиграли с погремушками. Давайте сложим их обратно в корзиночку (дети складывают погремушки в корзинку).
Воспитатель: Ребята, смотрите, наша кошечка загрустила. Наверное, вспомнила про своих ребяток – котяток. Я предлагаю сейчас превратиться в котяток и немного с кошкой поиграть. Глазки закрываем, в котяток превращаемся. Кошечка посмотри, какие у нас котята появились, поиграй с нами.
Заключение
На современном этапе развития дошкольного образования физическое воспитание является одним из приоритетных. Это обусловлено именно тем, что в процессе физического развития происходит формирование жизненно важных двигательных умений и передача специальных физкультурных знаний, что положительно отражается на психическом развитие дошкольника.
Практика работы современного дошкольного образовательного учреждения показывает, что пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Именно дошкольный возраст, по данным современных исследований ученых (Е. А. Бабенкова [1], Т. М. Параничева [1], является наиболее важным периодом для формирования движений: строение, функции и взаимодействие различных органов и систем достигают в этот период функциональной готовности.
Постепенно происходят существенные изменения в его познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Воспитание физических качеств оказывает благотворное влияние на социальное развитие ребёнка. Здоровый, жизнерадостный ребёнок активнее включается в жизнь общества.
Овладение силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и гибкостью проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Дети раннего возраста активны, подвижны, но педагоги и родители не всегда могут предоставить им возможность, для того чтобы реализовать эти задатки. Во время образовательной деятельности по физкультуре взрослые стремятся воспитывать потребность в самоорганизации, саморегуляции, самоутверждении, но недостаточно внимания уделяют обогащению двигательного опыта и воспитанию духовно – нравственных качеств и эстетических представлений в физкультурно – спортивной деятельности.
Укреплять здоровье детей и развивать их физическую активность необходимо ежедневно. А чтобы привлечь детей к двигательной активности и физическому оздоровлению следует использовать нестандартное оборудование.
Центральным системообразующим компонентом должно является физическое воспитание детей раннего возраста в ходе совместной деятельности педагогов, детей и родителей, осуществляемого в процессе подвижных игр, организованного обучения и самостоятельной деятельности детей.
Физическое воспитание может быть успешным в результате обеспечения комплекса педагогических условий: внедрения в образовательный процесс комплекса мероприятий по физическому воспитанию дошкольников, повышения компетентности педагога в вопросах физического воспитания детей дошкольного возраста, единства требований к детям от педагогов и родителей в вопросах физического воспитания, организации предметно-развивающей среды, одним из элементов которой является нестандартное оборудование, сделанное педагогами самостоятельно, а также с привлечением к процессу его изготовления родителей.