Кокишева Наталья
Физическая культура для детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Физические упражнения – это движения или действия, ис-пользуемые для физического развития человека. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, раз-вития его биологической, психической, интеллектуальной, эмо-циональной и социальной сущности. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры. Они, действуя на головной мозг, вызывают чувство бодрости и радости, создают оптимистическое и уравновешенное нервно-психическое состояние.
Публикация «Физическая культура для детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Включаясь в выполнение физических упражнений, организм ребенка начинает работать в особом режиме: нервная и опорно-двигательная системы устанавливают тесное взаимодействие. Любое действие, осуществляемое мышцами, сначала «отрабатывается» в нервной системе – составляется программа выполнения этого действия. Мозг планирует последователь-ность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и ампли-туду этих сокращений и т. д.. Таким образом, каждый физический акт запускает мощную работу в нервной системе, а физи-ческая деятельность активизирует психическое развитие. По-этому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно.
Значимость такой работы еще больше возрастает, когда речь идет о детях с нарушением интеллекта. Использование представленных ниже упражнений будет способствовать не только физическому развитию детей указанной категории, но и коррекции недостаточности их психической сферы.
При общеразвивающем характере каждого упражнения, можно отметить его первоочередное влияние на определенные параметры умственного развития :
– упражнения на согласование в работе обеих рук (ног)
способствуют формированию межполушарного взаимодействия и, таким образом, усиливают те психические функции, которые обеспечиваются слаженной работой обоих полушарий. Это, прежде всего, мышление и речь;
– упражнения на расслабление всех групп мышцспособ-
ствуют формированию мобильности нервной системы, е спо-собности быстро и четко регулировать собственный тонус и своевременности перехода из состояния возбуждения в состоя-ние торможения и наоборот. Такое укрепление нервной системы повышает ее лабильность и общую работоспособность;
– упражнения на развитие мелкой моторикиспособст-
вуют активизации орального мышечного комплекса речевого развития ребенка, а в случае нарушений речи лежат в основе коррекции речевого недоразвития;
– упражнения для коррекции недостатков осанки иходьбы способствуют включению в работу крупной мускулату-ры тела, и, в первую очередь, тех мышц, которые вертикализи-руют тело, помогают выдерживать статические нагрузки. Ис-пользование этих упражнений повышает общуюработоспособ-
ность организма, замедляет наступление утомления, увеличива-ет время продуктивной концентрации внимания.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Исходное положение (далее И. п.) – ноги врозь, руки на пояс. Наклонить голову вперед, шею выпрямить. То же, но по-очередно в каждую сторону (вверх, вниз, влево, вправо).
Примечание: упражнение выполняется плавно и без рывков.
2. И. п. – соединить пальцы рук в «замок». Поворачивая кисти ладоней поверхностью вперед (сохраняя «замок», под-нять руки вверх и разогнуть их в локтевых суставах, затем воз-вратиться в исходное положение.
Примечание: в данном упражнении,при поднятии рук вверх,можно вытянуться и встать на носочки и задержаться в таком по-ложении на несколько секунд.
3. И. п. упор-присев. Выполнение прыжков вверх и воз-вращение ви. п.
Примечание: после выпрыгивания нужно вернуться в исход-ное положение, не задерживаясь в позиции стоя.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ХОДЬБЫ
У большинства детей с нарушением интеллекта отклоне-ния в физическом развитии отражаются на устойчивости в вер-тикальной позе, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. На-рушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы вы-раженности, но типичными являются следующие: голова опу-щена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу, ноги слегка согнуты в тазобедренных сус-тавах, движения рук и ног несогласованные, движения не рит-мичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища. При таких нарушениях рекомендуются следующие упражнения:
1. «Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимаем коле-ни со сменой темпа: медленно – быстро.
Примечание: развивается чувство ритма,быстрота переклю-чения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка поня-тий: «быстро», «медленно».
2. «Ловкие руки». Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями: а) на каждый шаг руки
вперед, в стороны, вверх; б) круговые движения кистями; в) круговые движения плечевыми суставами; г) передача пред-мета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую, за спиной.
Примечание: согласованность движений рук и ног,симмет-ричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти.
3. «Узкий мостик». а)ходьба по полоске (узкой линии,приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; б) ходьба бо-ком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.
Примечание: развитие равновесия точности движения.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Универсальность упражнений с мячом состоит в их мно-гообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, чувство мышц, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых и спортивных навыков. Для активизации движений кисти и паль-цев используется разнообразный мелкий инвентарь – мячи, раз-личные по объему, весу, материалу, цвету; шары – надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометри-ческие фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки
и др. Основной метод – игровой, но есть и самостоятельные уп-ражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, на занятиях с родителями, другими деть-ми, самостоятельно.
1: а) перекатывание мяча партнеру напротив в положении
сидя;
б) перекатывание мяча партнеру через ворота из на-бивных мячей, коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя; присев; стоя.
в) катание мяча вдоль гимнастической скамейки.
Примечание:использовать волейбольный,футбольный илибаскетбольный мячи. Данное упражнение развивает глазомер, ко-ординацию и точность движений, дифференцировку усилия и на-правления движения, точность направления и усилия.
2: а) подбрасывание мяча над собой и ловля двумя
руками;
б) подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол.
Примечание:данное упражнение помогает развивать коор-динация движений рук, точность направления и усилия быстроту переключения зрения.
3: а) бросок мяча в стену и ловля его;
б) то же, но ловля после отскока мяча от пола; в) то же, но ловля после хлопка в ладони;
г) то же, но ловля мяча после вращения вокруг себя, приседания
Примечание:развитие координации движений рук,зри-тельной дифференцировки направления движения, ручной лов-кости, ориентировки в пространстве, равновесия, распределения внимания.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные на-зад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естест-венные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазо-бедренных и коленных суставах ноги; прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте; живот подтянут.
1. «Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой,хва-том двумя руками за плечами (на носках, на пятках, сохраняя правильную осанку.
Примечание:координация движений рук,коррекция осанки,знакомство с новым словом.
2. «Мишка». а)ходьба на носках,на пятках,на наружнойстороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок; б) ходьба по массажной дорожке, босиком.
Примечание:профилактикаплоскостопия,сохранение пра-вильной осанки.
3. «Ласточка». И. п. –ноги вместе,руки опущены. Отвес-ти правую ногу назад, руки в стороны и замереть. Повторить упражнение с левой ногой.
Примечание:это упражнение на растяжку полезно для укре-пления позвоночника и тренировки вестибулярного аппарата.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП МЫШЦ
Характерной особенностью движений ребенка с отстава-нием интеллектуального развития является избыточное мышеч-ное напряжение, как во время выполнения физических упраж-нений, так и после его окончания, особенно после метания, ла-занья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре, после и во время вновь изучаемых сложных движений.
Предлагаем следующие упражнения:
1. Встать прямо, опустив руки по швам. Сделать полный глубокий вдох через нос. Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой. Задержать дыхание на 2–3 секунды, держа руки над головой. Медленно опустить руки, так же медленно выдыхая воздух че-рез рот.
2. «Кошка». Встать на четвереньки, спина прямая. На «раз» – поднять голову, максимально прогнуть спину; на «два» – опустить голову, максимально выгнуть спину.
Примечание:упражнение избавляет от скованности позво-ночника и его деформации. Помогает детям разработать мимиче-ские мышцы лица и лучше выражать эмоции.
Для расслабления и восстановления детей после физиче-ских и умственных нагрузок необходимы систематические про-гулки на свежем воздухе, водные и за-каливающие процедуры, правильное питание и соблюдение режима дня.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. Мяч в лунке.
Участники встают в круг, по считалке выбирают водяще-го, он стоит вместе с играющими. В центре круга в лунку кладут мяч. Участники, называя по имени водящего, говорят такие сло-ва: «Коля, не спи, мяч быстрей бери!». Водящий (король) бежит
к лунке (играющие в это время разбегаются, берет мяч и кри-чит: «Стой!», называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если промахнется, то остается вновь королем, если попадет в игрока, то запятнанный становится королем. Игра по-вторяется: мяч кладут в лунку, водящий встает вместе с детьми в круг.
Правила:
1. Водящий должен бежать за мячом только после слов: «Быстрей бери!».
2. Ему не разрешается задерживать мяч – сразу же после команды «Стой!» он должен назвать игрока по имени и бросить в него мяч.
2. Перетягивание на пальцах.
Играющие встают у линии: правая нога впереди, левая сзади, вытягивают вперед правые руки и выполняют захват ука-зательными пальцами. По команде начинается перетягивание. Победителем является тот, кто смог перетянуть соперника через линию на свою сторону. Перетягивание может выполняться как правой, так и левой рукой, разными пальцами. Можно выпол-нять перетягивание из различных исходных положений: стоя лицом друг к другу, ноги параллельно, стоя на одной ноге и т. д.
3. Равновесие на линии.
Двое играющих становятся на одну линию в метре друг от друга. Ступня правой ноги впереди, левой – сзади, носком вплотную к пятке правой. Левые руки за спиной. Задача играю-
щих – ударами ладони правой руки по правой ладони соперника заставить его сойти с места хотя бы одной ногой.
Можно выполнять обманные движения, но нельзя касать-ся никакой части тела соперника, кроме правой ладони, и захва-тывать кисть его руки.
В итоге хотелось бы напомнить, что нужно прививать вашим детям любовь к спорту и физической культуре, стараться быть положительным примером для своих детей. Именно физическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья в целом.