Вера Калинина
Фитбол-аэробика как средство развития физических качеств и функциональных систем дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
9. Фитбол -аэробика, как средство физической культуры для развития физических способностей и функциональных систем организма
Пояснительная записка: в 2000 году в РГПУ им. Герцена впервые были разработаны программы по фитбол — аэробике «Танцы на мячах» для детей дошкольного возраста (Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина 2006год.). Сегодня возрастает разнообразие способов применения фитбол-мячей на оздоровительных занятиях по физической культуре. Если изначально он использовался как тренажер для реабилитации больных после травм опорно-двигательного аппарата, то теперь фитбол является основой нового направления оздоровительной аэробики, и служит эффективным средством совершенствования функцинальных систем организма, а так же развитию физических способностей детей дошкольного возраста. Одной из особенностей мяча является вибрационное воздействие на организм занимающихся, возникающее при выполнении пружинистых покачиваний, которое он оказывает на все органы и системы жизнедеятельности человека. Комплексное применение музыки и физических упражнений отражается в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей ребенка. Большое значение имеет цветовая гамма мячей, в педагогике и медицине давно используется направленное влияние цвета на организм (цветотерапия). С помощью цвета можно выявить и направленно регулировать физиологической и психологическое состояние ребенка. Если учащийся гиперактивный, мяч синего цвета будет действовать успокаивающе на его психику, красный наоборот, повысит активность и выносливость пассивных детей, желтый снимет возбуждение, напряжение стимулирует деятельность мозга, зеленый снимет усталость и раздражительность, белый уменьшит напряжение и т. д.
Публикация «Фитбол-аэробика как средство развития физических качеств и функциональных систем дошкольника» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Актуальность: с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих сосудистые заболевания, ожирение, нарушения опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В связи с этим целесообразно использование такого вида оздоровительной гимнастики, как фитбол-аэробика для детей дошкольного возраста, мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, коррегировать имеющиеся нарушения и т. д.
В своей работе я использую программу Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Лечебно-профилактический танец «ФИТНЕС-ДАНС». Эта программа является новой, нестандартной методикой, вызывает большой интерес у детей. Комплексы упражнений на мячах и ними, в зависимости от поставленных задач и подбора средств, могут иметь различную направленность.
Направленность программы
Программа «Фитнес-данс» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению функциональных систем организма, способствует развитию физических способностей детей (силовых, координационных, скоростных, выносливости, гибкости).
Основой целью использования фитбол-аэробики на занятиях по физической культуре, является содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний и приобщение к здоровому образу жизни.
Основными задачми на занятиях по физической культуре с использованием фитбол-аэробики, являются:
Оздоровительные:
1. Содействовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, гармонично развивать мышечную массу.
2. Формировать и закреплять навык правильной осанки.
3. Укреплять мышцы свода стопы, в целях профилактики плоскостопия.
4. Способствовать укреплению пальцев рук,развивать мелкую моторику.
5. Укреплять мышцы дыхательной мускулатуры.
6. Содействовать развитию координационных способностей: функции равновесия, ориентирование в пространстве.
7. Способствовать повышению физической работоспособности.
Развивающие :
1. Формировать двигательные навыки и умения
2. Развивать физические способности : силовые, координационные, скоростные, способствовать развитию выносливости и гибкости.
3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
4. Учить контролировать дозировку упражнений по собственному самочувствию.
5. Укреплять мышечный корсет.
6. Развивать умение согласовывать движения с музыкой.
Образовательные:
1. Ознакомить с разными видами фитбол-мячей по размеру, цвету и физическим свойствам.
2. Ознакомить с правилами безопасности на занятиях фитбол-аэробикой.
3. Учить правильно сидеть на мячах, покачиваться, сохраняя осанку и подпрыгивать.
4. Научить выполнять упражнения из разных исходных положений.
5. Научить ритмично двигаться в различном музыкальном темпе, выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
6. Научить выполнять упражнения в разных исходных положений, в паре со сверстниками, самостоятельно контролировать правильность положения тела при работе на мячах.
7. Научить выполнять ритмические танцы и творческие задания на импровизацию движений.
Воспитательные:
1. Побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности.
2. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
3. Поддерживать интерес к упражнениям и играм с мячами, учить оценивать свои движения и ошибки других.
4. Побуждать к придумыванию игровых упражнений на мячах с использованием дополнительных атрибутов.
5. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленных целей.
6. Содействовать формированию коммуникативных умений детей.
Ожидаемый результат:
К концу учебного года дети 5-6 лет должны знать:
- назначение спортивного зала и правила поведения в нем;
- свойства и функции мяча, причины травматизма и правила безопасности на занятия фитбол-аэробикой, самостраховка;
- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями;
Уметь:
- выполнять правила техники безопасности на занятиях фитбол-аэробикой;
- выполнять комплексы упражнений разной направленности первого года обучения; иметь определенный двигательный «запас» общеразвивающих и танцевальных упражнений; ритмично двигаться в определенном музыкальном темпе; выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
К концу учебного года дети 6-7 лет должны знать:
- о влиянии фитбол-аэробики на организм;
- о правильной осанке, профилактике нарушений осанки и плоскостопии;
Уметь:
- владеть приемами самостраховки, выполнять комплексы второго года обучения, выполнять комплексы для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, выполнять ритмические танцы и творческие задания на импровизацию движений;