Светлана Бойко
Движение как средство развития всех систем человеческого организма
▼ Скачать + Заказать документы
«Движение как средство развития всех систем человеческого организма»
Уважаемые коллеги! Приветствую вас в стенах нашей Педагогической академии. Сегодня мы будем освещать вопрос «Движение как средство развития всех систем человеческого организма». Я предлагаю обсудить теоретические аспекты проблемы в интерактивном режиме. Я буду излагать основополагающие моменты, а вы будете высказывать свои аргументы, подтверждающие их. После этого вы сможете принять участие в аукционе методических идей, где вы будете защищать свой педагогический опыт.
Публикация «Движение как средство развития всех систем человеческого организма» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Слайд №2
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений. Назовите эти движения, и какие они имели значения.
Слайд №3
Бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения.
Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.
Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.
Слайд №4
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Объективно доказано, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, поэтому учёные рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей. Прошу вас высказать свое мнение в подтверждение этого.
Слайд №5
Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами.
Движение - это и эффективнейшее лечебное средство. Врач и педагог В. В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность.
И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движения важным средством не только физического развития организма ребенка, но и воспитания. Приведите примеры подобных высказываний.
Слайд №6
Ещё Ж. -Ж. Руссо писал о движении как, средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо условие таких понятий, как пространство, время, форма. К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал роль движений в овладении ребёнком родного языка.
По мнению Е. А. Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Академик Н. Н.
Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
Слайд №7
Ребёнок 21 века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией.
Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к акселерации ускоренному развитию ребенка, и в первую очередь – увеличению роста и массы тела. Внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» специально придуманными движениями физическими упражнениями.
Какие определения двигательной активности вы можете привести?
Слайд №8
Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов предлагают определить двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека. Э. А. Степанкова определяет двигательную активность как «основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка».
Исследователи (Е. В. Хрущев, С. Д. Поляков, Т. И. Осокина, Ю. Ф. Замановский) одним из основных условий организации двигательной активности ребёнка считают систематическое использование циклических упражнений в ходьбе, беге, прыжках. Длительные равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно - сосудистой, дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, сознанию и укреплению позитивного эмоционального фона.
Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же средствами развития общей выносливости. По мнению специалистов, существует прямая зависимость между показателями развития этого качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.
Слайд №9
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Как вы думаете, чем страшна гиподинамия и каковы ее последствия?
Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением, сердечно - сосудистыми заболеваниями, что приводит к сокращению жизни на 5-15 лет. Многие дети нуждаются в психологической коррекции, так как они характеризуются серьёзным психологическим неблагополучием, а мы знаем, что физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием.
Слайд №10
Таким образом, двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
С позиции данной проблемы, мы делаем вывод, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме в группе.
Источник: https://docplayer.ru/