Валентина Акишина
Федеральный курс «Шахматы — школе» в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный курс “ Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС
В. В. Акишина,
МБОУ гимназия им. А. И. Яковлева г. Урай, ХМАО – Югра,
Учитель шахмат
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…
Публикация «Федеральный курс „Шахматы — школе“ в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Какое же образование соответствует реалиям XXI века?
Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.
«На земле всего лишь 2% русскоговорящих и русскодумающих людей. Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужно ввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей, который стоит на краю пропасти, нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать» [1]… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов!
Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на введение шахмат в общеобразовательные учреждения. Глобальная программа ФИДЕ "Шахматы – в школы" поддерживается представителями крупного бизнеса. Ведь вклад в подрастающее поколение – это самые эффективные инвестиции! Огромную работу ведёт в этом направлении А. Е. Карпов: "Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность, причём добиться введения шахмат в школьную программу. Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона" [2].
Существуют две основные цели обучения детей шахматным азам : спортивная и общеразвивающая. Автор Федерального курса “ Шахматы – школе” И. Г. Сухин [3] на сайте Всероссийского Интернет-педсовета в 2006 году задал вопрос о школьных шахматах известнейшему педагогу, доктору психологических наук, профессору Ш. А. Амонашвили. И вот ответ Шалвы Александровича: «Еще в 1964 году я впервые ввел в учебный план урок шахмат. В начальных классах, 1, 2, 3, 4-м и дальше это шло до восьмого класса. Были уроки математики, языка, и далее по расписанию стоял у меня урок шахмат. И дети учились играть в шахматы… Для меня не сами шахматы были важны, а те качества, которые развивались при этом в учениках. Сила воли, сообразительность, терпение, умение дружить, умение проигрывать, выигрывать. Игра в шахматы помогала нравственному становлению моих учеников. Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания» [4].
Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером.
«Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих» [5]. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме. И на сегодняшний день, как пишет И. Г. Сухин [6], методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером!
Существуют пока нормативные ограничения, связанные с необязательностью шахматного образования. Но «открыта дорога» шахматам : в рамках 10-ти недельных часов во внеурочной деятельности ФГОС НОО и в дополнительном образовании. Учитывая новые направления образовательной политики ХМАО – Югры по внедрению шахматного образования, образовательные запросы родителей учащихся, в МБОУ ДОД «ЦДОД» города Урая был разработан инновационный проект по теме «Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников».
Цель проекта: организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме». Обучение шахматам проводилось в течение трёх лет в группах учащихся начальных классов урайской средней школы №5 педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД». В образовательный процесс школы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности была включена дополнительная программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе» по обучению детей игре в шахматы (с добавлением 1-2 часов на изучение каждой темы, применением ИКТ – технологий и интернет – ресурсов «Шахматная планета» и «Шахматный портал Югры»). На занятиях использовались компьютерные игры «Динозавры учат в шахматы», «Шахматное образование», «Шахматная школа».
За оценку эффективности взяты показатели: 1. Сохранность контингента. 2. Диагностика развития логики и сформированности компетентности. 3. Личные достижения учащихся.
Сохранность контингента составила: 2012 – 2013 уч. год – 95%, 2013-2014 уч. год – 95%, 2014 – 2015 уч. год – 100%.
По данным мониторинга освоения программы I-III гг. обучения составляет высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%.
Достигнута положительная динамика по сформированности компетентности учащихся: социально – личностные: 50%, информационные: 63%, учебно-познавательные: 61%, коммуникативные: 63%, общекультурные: 61%.
Рост всех показателей имеет устойчивую положительную динамику, что подтверждается высоким качеством показателей участия воспитанников в шахматных турнирах, различных интеллектуально-творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
С помощью внедрения шахматного образования в течение трёх лет у младших школьников улучшились важные компетенции, такие как:
уровень произвольности поведения на 32%,
развитие логического мышления на 35%,
развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,
развитие коммуникативных навыков на 30%,
повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.
Шахматному движению в Урае способствует преподавание шахмат в системе общего, дошкольного и дополнительного образования.
В детском саду №6 “Дюймовочка”, получившем статус “Экспериментальной площадки по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста”, одно занятие математики в старшей группе заменили шахматами. Дети раз в неделю соприкасались с волшебным миром деревянных фигурок. И результаты превзошли все ожидания! Пятилетние ребятишки, которые всего лишь полгода обучались по программе И. Г. Су-хина «Шахматы – школе», показали на открытом занятии свои способности. Они, перевоплотившись в фигурки, выстраивались на короткие и длинные диагонали, горизонтали и вертикали! Проговаривая стишок, выставляли все фигуры в начальную позицию, отгадывали шахматные загадки и проходили лабиринты на шахматной доске, а затем показали великолепную шахматную сказку с танцами и песнями. Они вместе с родителями сочинили целую книгу шахматных сказок с иллюстрациями. И всё это делалось с большой отдачей! Видно, что родители “двумя руками – за!”. Они шили шахматные костюмы, рисовали, ламинировали цветные лабиринты многоразового использования (дети фломастером рисовали проход фигуры, а после проверки ламинированная карточка вытиралась). Огромная заслуга была в этом воспитателей и администрации детсада. Ребята подготовительных групп посещали кружок “Юный шахматист”. В рамках городского семинара “Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы в условиях детского сада» было так же представлено открытое занятие кружка. Дети с лёгкостью находили “домики” для фигур на шахматной доске, решали математические примеры на ценность фигур и задачи на мат в 1 ход. Да – это игра тысячи радостей!
И. Г. Сухин в своих работах указывает, что обучение игре в шахматы не самоцель – только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше – на уровне, доступном для ребенка [7].
«Игра эта действительно уникальна, сама по себе – это неисчерпаемый мир, а сейчас они повернулись к нам своей новой гранью: шахматы – инструмент интеллектуального развития детей, хотя всегда эту функцию выполняли» [8].
Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения и письма, самостоятельного решения и составления задач…
Федеральный курс И. Г. Сухина «Шахматы – школе» ориентирован на заботу о здоровье детей через оптимальный, ориентированный на зону ближайшего развития каждого ребенка уровень сложности содержания и методов освоения программы. Здесь применяется новая здоровьесберегающая педагогическая технология – «Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» («Шахматно-задачная технология И. Г. Сухина», которая обеспечивает деятельностную основу образовательного процесса, его тесную связь с практикой и жизнью [9]. Дети в короткие сроки ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов, подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы [10; 11].
Об уникальности шахмат как обязательного учебного предмета хорошо сказал С. Говорухин в интервью М. Манаковой: «Интеллектуальный уровень общества заметно понизился. Прежде всего, надо ввести шахматы в школе обязательным предметом. Потому что уже только идиот не понимает, насколько это полезно ребенку. Это развивает его аналитические способности. Вообще, он начинает мыслить… Шахматы нужно внедрять. Это как с чтением: и родители, и школа должны заставлять детей, и не просто заставлять, а сначала приучить, потом заставить полюбить читать книгу. Не каждого увлечешь шахматами, но многих увлечешь. И делается это, прежде всего, не для того, чтобы подготовить чемпиона мира. А для того, чтобы дети росли интеллектуально развитыми. Шахматы – это ведь не только спорт, это еще и наука, и искусство. Они развивают человека очень гармонично… Огромную роль в этом деле должны играть журналисты, педагоги, чемпионы, конечно. Надо объяснять, неустанно объяснять, насколько шахматы полезны молодому человеку, вступающему в жизнь… Это же игра, придуманная Господом Богом…" [12].
Литература и интернет–ресурсы
1. Довгань В. Н. Семинар Тони Роббинса для MeetPartners GLOBAL CLUB. https://pesni.fm/artist/videos/%D0%9E.+%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B8
2. Сухин И. Г. Некоторые важнейшие материалы сайта. https://chess555.narod.ru/find.htm
3. Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе». – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с.
4. Сайт Всероссийского Интернет-педсовета. Ш. А. Амонашвили https://pedsovet.org/ask/206/question2245.html
5. Фесенко Т. К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе : Научно-практическое обоснование проекта-концепции. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 96 с.
6. Сухин И. Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 280 с.
7. Сухин И. Г. О научных основах Федерального курса «Шахматы – школе» // Шахматное образование в Зауралье – 2014: Сборник материалов I регионального форума 17 декабря 2014 г. – Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2014. – С. 17-23.
8. Лигаева А. М. Шахматы научат детей мыслить. https://chess2013.ru/index/shakhmaty_uchat_detej_myslit/0-6
9. Сухин И. Г. Шахматы как инструмент развития мышления детей в контексте наднационального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. – №2. – С. 97-104.
10. Акишина В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г. : Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
11. Акишина В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми» : материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол. : В. А. Егорова к. ф. -м. н. Ю. И. Семенов М. М. Черосов д. п. н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
12. Говорухин С. С. Шахматы придуманы Господом Богом. https://chess-news.ru/node/2223