Екатерина Катышева
Факторы формирования нравственно-патриотического сознания дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольники наиболее восприимчивы для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому детский сад обладает реальными возможностями создать целостную систему духовно-нравственного, гражданского и патриотического образования, охватывающую как воспитательно–образовательный процесс, так игровые формы воспитания и обучения. Однако формирование гражданских свойств личности, гражданское образование не должно сводиться только лишь к комплексу знаний об обществе, оно должно в первую очередь включать эмоционально насыщенный нравственный компонент.
Публикация «Факторы формирования нравственно-патриотического сознания дошкольников,» размещена в разделах
В дошкольном детстве формируются сочувствие, доброта. В старшем дошкольном возрасте воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности. Для старшего дошкольника все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда). В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Ребёнок понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
В старших группах детского сада воспитатели обсуждают с детьми определенные этические темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками. Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «отзывчивый», «вежливый», уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.
Активным средством воздействия являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления,- все это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Советские писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова, не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д. Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.
В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.
Особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование воспитателем музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие национальной песни, мелодии, знакомит с особенностями искусства народов нашей Родины. Коллективное исполнение песен, плясок создает эмоциональную близость, объединяет дошкольников общими переживаниями.
В современных условиях в воспитании гражданина и патриота особо важная роль принадлежит образовательным учреждениям, хотя основные ценности формируются в семье.
Работа с родителями проводится в форме психологических практикумов, раскрывающих особенности нравственного воспитания. Целью таких встреч является обучение родителей приемам и методам нравственного воспитания дошкольников, ознакомление с моральными качествами, проявляющимися в отношении к труду, людям, вещам. Для осуществления данных целей мы используем такие приемы как:
- анализ сказок (выделение героев с разными чертами характера)
- проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни).
- развивающие и словесные игры.
- рисование, раскрашивание.
- проигрывание этюдов с неопределенным концом.
1. Чтение и анализ сказок:
Родителям предлагаются карточки, на которых напечатаны отрывки из сказки «Золушка». Необходимо найти различные черты характера.
2. Проигрывание этюдов.
Родителям раздаются карточки с историями. Необходимо проиграть каждую историю.
Забытый зонтик (честность).
В такси сел пассажир с зонтиком. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился, вышел из машины и скрылся в подъезде дома. Только теперь шофер заметил оставленный пассажиром зонтик.
Шофер взял зонтики пошел к подъезду, в который зашел пассажир. Воитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому звонил во все квартиры подряд. Наконец одну из дверей ему открыл сам хозяин зонтика. Водитель протянул ему потерю, пассажир поблагодарил его.
Вопросы: - О каком важном качестве идет речь?
- Что чувствовал пассажир, когда забирал у водителя зонтик?
3. Развивающие и словесные игры.
Скажи наоборот.
Родители делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет черту характера, а другая должна назвать противоположное качество.
Сравни героев сказок
Какие черты характера у сказочных героев – Буратино, бабы Яги, Колобка, Кота в сапогах, Карабаса Барабаса, Серого Волка. Для сравнения в один прием берется три-четыре персонажа. Детям задают вопросы:
- Какие черты характера есть у всех названных героев?
- По каким поступкам можно определить это?
- Чем они отличаются друг от друга?
4. Рисование, раскрашивание.
Необходимо раскрасить картинку так, чтобы получилась:
- Золушка, либо её сестры;
- лисичка, которая съела колобка; которая помогла Маше выйти из леса.
5. Проигрывание этюдов с неопределенным концом.
«Как бы ты поступил?»
1. Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки. Один мальчик просто сидит на скамейке.
2. В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке – она понравилась ему.
3. К тебе пришли гости. Пока ты ходил в кухню за фруктами, сломалась твоя новая машина.
Данная форма работы просвещает родителей в вопросах нравственного воспитания своих детей и обеспечивает однонаправленное и гармоничное воспитание дошкольников.
Духовно-нравственное развитие личности в системе гражданско- патриотического образования в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом и достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.