Елена Бочкарева
Особенности ведения музыкальной деятельности для детей с ОВЗ (НОДА)
▼ Скачать + Заказать документы
Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда и возникают эмоциональные проблемы у детей,такие как страх, плаксивость, тревожность и т. д. Для большинства детей с ОВЗ характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка с ОВЗ может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в более старшем возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается у детей эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. В результате правильно поставленной психологической работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, вполне реально преодолевают различные переживания. Одно из таких направлений – музыкальная деятельность.
Публикация «Особенности ведения музыкальной деятельности для детей с ОВЗ (НОДА)» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкальная деятельность может применяться как способ стимуляции психического развития. Здесь важен не только правильный подбор музыкального материала, так как избыточная музыкальная стимуляция может нанести вред ребенку с ОВЗ, но и громкость музыки, качество и тембровое богатство музыкального материала. Для заторможенных детей применяются танцы, маршировки с чередованием темпа музыки. Для гиперактивных детей музыка является элементом регуляции. С помощью пения можно работать с темпом речи. Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. При правильной организации занятий это становится их любимым видом деятельности. Музыкальные занятия открывают перед детьми с ограниченными возможностями здоровья много интересного, красивого, занимательного. Эти занятия наиболее доступны для них. Дети с ОВЗ охотно занимаются игрой на музыкальных инструментах даже, несмотря на моторные нарушения и нарушения пространственного восприятия. С интересом слушают музыку. Использование музыкально-дидактических игр вызывает неподдельный интерес у дошкольников с ОВЗ. И в своей работе с детьми стараюсь применять разнообразные формы и методы работы, адаптируя материал, видоизменяя его для лучшего восприятия детьми. Постоянное использование музыкотерапии - психотерапевтического метода, основанного на целительном воздействии музыки - позволяет улучшить психологическое состояние ребёнка. Использование метода психогимнастики позволяет активизировать психомотирику и корректировать различные отклонения в психических процессах.
Самое важное, в работе с ребёнком с ОВЗ - найти такие формы работы, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми и смогли разнообразить жизнь ребят. Специфика работы с такими детьми состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Разновидности заболеваний и степень их тяжести тоже разная, поэтому методы и формы работы, подход к детям должен быть индивидуальным. В результате обучения у ребенка повышается познавательная активность, уверенность в свои силы (особенно это видно на концертах, дети активнее проявляют себя в различных жизненных ситуациях, также повышается интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребенка в общении посредством речи, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение. Музыкальная деятельность имеют важное значение и влияние на развитие детей с ОВЗ, что подтверждается на практике. Но самое главное - повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, и таким образом происходит его адаптация в обществе.
Список литературы
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
2. Анопкина Е. Н., Сахарова Э. К. Музыкальное развитие детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством применения интерактивных музыкально-дидактических игр и мнемосхем // Вестник научных конференций. – 2018. – № 4-2 (32). – С. 10-12.
3. Бузакова А. И., Гросул А. В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др. ]. – 2018. – С. 46-48.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – с. 128
5. Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2005