Лучший педагог года

Ее величество иллюзия. Познавательно-исследовательская деятельность. План работы по самообразованию

Мария Косюкова
Ее величество иллюзия. Познавательно-исследовательская деятельность. План работы по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Но не всё что люди видят, соответствует реальности.

Однажды я побывала на шоу братьев Сафроновых. Многое, что я там увидела, мне показалось невозможным, невероятным и необъяснимым. Непонятное всегда является таинственным. Получается, можно видеть то, чего нет? Можно ли верить всему тому, что видишь? Что бы ответить на свои вопросы было принято решение узнать об оптических иллюзиях немного больше.

Актуальность выбранной темы связанна с тем, что мы очень мало знаем о причинах возникновения оптических иллюзий.

Публикация «Ее величество иллюзия, Познавательно-исследовательская деятельность, План работы по самообразованию» размещена в разделах

Гипотеза: в основе иллюзий лежат обычные природные явления.

Цель: выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии – чудеса или наука?

Задачи:

• Изучить что такое «оптическая иллюзия»;

• Найти причину возникновения оптических иллюзий;

• Научится управлять иллюзиями.

Методы самообразования :

Изучение литературы;

Проведения опытов;

Анализ полученных данных;

Обобщение информации;

Практическое применение полученных знаний.

Ожидаемые результаты:

1 этап. Подготовительный и аналитический (выявление и изучение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Определение темы по самообразованию, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения. Сентябрь

2 Постановка цели, задач работы.

Анализ своих профессиональных затруднений в процессе внедрения инноваций. Сентябрь-октябрь

3 Составление плана работы по самообразованию.

4 • Теоретическая часть:

• Изучение инновационных технологий, авторских проектов, программ, методических материалов по теме самообразования (работы педагогов ДОУ, региона, страны, мира: через публикации в периодической печати, сайты).

• Подготовка воспитанников к конкурсам различных уровней;

• Наличие наглядной демонстрации результатов труда (работы воспитанников, личные работы педагога); Сентябрь-

май

2 этап. Организационный (внедрение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Практическая часть:

• Знакомство детей с понятием «Иллюзия».

• Проведение познавательно-исследовательской деятельности

Октябрь-

май

3 Систематизация материала:

• Систематизация теоретической части

• Систематизация практического материала

• Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, презентаций, фотоматериалов и др.) Апрель-

май

3 этап. Завершающий (обобщение и распространение)

№ Содержание работы Сроки реализации

1 Представление итогов самообразования на педагогическом совете

• Доклад, презентация. Январь

2 Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ

3 Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

Введение

«Иллюзия… Фантазия … Жизненный опыт».

«Нет ничего реальнее иллюзии».

Более 80 % информации об окружающей нас действительности мы получаем благодаря зрению. Каждый из нас с рождения уверен - мир таков, каким мы его видим, но иногда это привычное восприятие может сыграть с нами шутку. Иллюзии наглядный пример. Глаза и мозг человека легко ввести в заблуждение. Это говорит нам о том, что наш глаз не совершенен. Мы можем видеть вещи не такими, какими они являются на самом деле. Если не знать, что в чем-то есть подвох, можно принять истину за ложь. Не существует ни одной зрительной иллюзии, которая была бы объяснена полностью, и более того ряд иллюзий не объяснен до сих пор.

Что такое оптическая иллюзия

Оптика (от др. -греч. — оптика, наука о зрительных восприятиях) — раздел физики, рассматривающий явления, связанные с распространением электромагнитных волн видимого, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов спектра. Оптика описывает свойства света и объясняет связанные с ним явления.

Оптическая иллюзия - это впечатление о видимом предмете или

явлении, несоответствующее действительности. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение».

Это говорит о том, что иллюзии с давних времен объяснялись как некие сбои в работе зрительной системы.

Изучением причин их возникновения занимались многие

исследователи, начиная с 19 века.

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сихпор не объяснены.

Оптическая иллюзия возникает тогда, когда то, что мы видим, не совпадает с тем, что есть на самом деле, - это и есть обман зрения.

Особенность оптических иллюзий состоит в том, что порою даже люди с идеальным зрением неспособны увидеть оптическое искажение, заметить обман.

Виды оптических иллюзий

Можно выделить 3 основные группы оптических иллюзий :

Природные иллюзии. Они созданы самой матушкой природой, без участия человека.

Искусственная иллюзия. Это ничто иное, как фокус, трюк, уловка.

Смешанные иллюзии. Это самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот «обман» создается человеком.

Выделяется несколько видов обмана зрения:

• анаморфозы, т. е. стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки» - так называемые уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными. Рисунок смотрится объемным только при взгляде с определенной точки. (Приложение А)

• оптический обман восприятия размера - так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. (Приложение В)

Иллюзии движения - самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Вы смотрите на неподвижные объекты, и они начинают двигаться (Приложение Г)

• Парейдолические иллюзии, или парейдолии (греч. para — рядом, около; eidolon — изображение) — разновидность зрительных иллюзий заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. (Приложение Д)

• Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. (Приложение Е)

• Невозможные фигуры - они маскируются под обычные объекты, и лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть в них что-то неправильное. (Приложение Ж)

2.3 Создание оптической иллюзии и проведение эксперимента.

Опыт 1. «Цвета спектра»

Я сделал простой опыт, который показывает, как цвета спектра, соединяясь, образуют белый цвет. Для этого я разделил картонный кружок на шесть секторов и каждый из них раскрасил в один из цветов спектра.

Быстро вращаясь цвета начали сливаться, и вскоре вся поверхность кружка казалась белой.

Опыт 2. «Преломление света»

С помощью маленькой ложки и стакана воды, я провел еще один опыт, демонстрирующий преломление света. Я опустила ложку в стакан с водой и рассмотрел ее с разных углов.

При контакте с водой свет преломляется, искажая вид ложки.

Опыт 3. «Карманное кино»

Движущиеся картинки, состоит из нескольких картинок быстро сменяющихся друг друга. На полосках картона 10*5 см вверху приклеиваем небольшой желтый круг, затемняем его по фазам луны. Скрепляем картинки при помощи резинки или степлера. При быстром перелистывании картинки меняются и создается иллюзия движения.

Опыт 4. «Тауматроп»

Тауматроп - это игрушка-перевертыш, в основе которой лежит оптическая иллюзия : при быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, оба изображения воспринимаются как одно.

Для начала подготовим основу тауматропа из плотного картона. Для этого нам нужно начертить круг циркулем (радиус 4 см, либо можно воспользоваться простым стаканом. Перед тем, как вырезать, отметьте с помощью линейки на одном уровне с двух сторон небольшие выступы, куда мы потом будем прикреплять нитки. Вырезаем картонную основу и проделываем на выступах небольшие отверстия. Это можно сделать с помощью острой стороны циркуля. Продеваем нитки и завязываем узлы на их концах. Дальше нам необходимо вырезать 3 кружка из белой бумаги, такого же диаметра, как картонный круг (но уже без выступов). Для этого опять используем циркуль (радиус - 4 см, либо стакан. Теперь нужно придумать рисунок, который мы бы хотели получить в итоге. Рисунок должен состоять из двух основных частей. Например, рыбка в аквариуме (1. рыбка; 2. аквариум, смайлик (1. круг; 2. глаза и улыбка, бабочка в банке (1. бабочка; 2. банка) и т. д. Рисуем эскиз простым карандашом на одном из белых кружков. Теперь нам нужно разделить полученное изображение на два круга. Для этого мы заштриховываем обратную сторону кружка с эскизом простым карандашом. Далее — подкладываем под заштрихованный кружок новый белый круг и обводим 1 составную часть рисунка. В итоге мы получаем два отдельных рисунка. В нашем случае 1 кружок с банкой, а 2 кружок с бабочкой. Теперь нам нужно приклеить рисунки с двух сторон к вырезанной картонной основе. Обратите внимание на то, как мы располагаем рисунки: один из них обязательно должен быть перевернут! Время узнать, что у нас получилось! Раскручиваем тауматроп!

Опыт 5 «Рассматривание картинок «Перевертышей». Разгадывание полученных изображений.

Опыт 6. Рассматривание 3 D картинок. Рисование руки в формате 3D

Заключение.

При выполнении данной работы, я узнала много нового и интересного о волшебном мире иллюзий. Оказалось, что он не только увлекательный, но и полезный. Конечно же, полностью разобраться во всех секретах иллюзий я не смогла, так как они еще не до конца изучены даже учеными. С полной уверенностью я могу сказать, что поставленные задачи я решила и нашла убедительные доказательства своей гипотезы: если бы наш глаз не способен был поддаваться иллюзиям, то многие произведения живописи, архитектуры, творения моды и интерьера не доставляли человеку наслаждения от их созерцания.

Искажения зрения, т. е. иллюзии, присущи каждому из нас. Человек не всегда сможет реально оценить увиденную ситуацию. Таким образом, восприятие одного и того же предмета может быть разным. Так устроен наш механизм восприятия зрительных образов. Нельзя с уверенностью говорить, что всё увиденное нами является таковым. Проанализированная мной литература и проведённые эксперименты показали, что реальный мир не всегда таков как мы его видим.

В завершение я хочу сказать, что какими бы не были иллюзии зрения (цветными, большими маленькими, заранее подготовленными или случайными, мы способны увидеть в них истину. Быть может, не всегда доверяя своим глазам, а больше полагаясь на логику и здравый смысл, а может быть, и просто внимательнее смотря на вещи вокруг. И моё исследование лишь подтвердило эти выводы.

Я считаю, что знания оптических иллюзий могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами и помогут лучше понимать некоторые природные явления и использовать их в жизни. Человек должен беречь зрение - бесценный дар природы.

Список использованной литературы:

1. Перельман Я. И. «Занимательная физика. Книга 1». -М. :Просвещение,2008.

2. Большая детская энциклопедия. /Перевод с английского языка А. И. Ким, В. В. Демыкина. -М. :РОСМЭН, 2009г.

3. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М: 1961г.

4. Э. Т. Кио, Фокусы и фокусники, м: "Искусство", 1989г.

5. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М: Знание,2006г.

6. https://optika8.narod.ru/16.Miragi.htm

7. https://magicb.ru/?cat=36

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ее величество иллюзия. Познавательно-исследовательская деятельность. План работы по самообразованию
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 10:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ее величество иллюзия. Познавательно-исследовательская деятельность. План работы по самообразованию» (включая файлы) размещена пользователем Мария Косюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД