Ирина Сафронова
Конспект занятия «Дымковский сувенир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Дымковский сувенир“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
- учить детей самостоятельно составлять узор, сочетать цвета;
.- совершенствовать речь как средство общения;
Развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к созданию декоративного узора, художественной культуре;
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Материал к занятию :
Дымковские игрушки, цветные фотографии дымковских игрушек, кокошники для барынь, заранее подготовленные юбки из бумаги с прорисованными полосами и клетками, прямоугольники по количеству детей, элементы дымковских узоров, вырезанные из цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа:
- Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
- рисование элементов дымковского узора;
- составление рассказов о дымковских игрушках ;
- разучивание с детьми стихов о дымковских игрушках,
- подготовка юбок (рисование полос и клеток) ;
- вырезывание элементов дымковского узора.
Словарная работа: сувенир, слобода, важно распустить, напыщен, горделив, горные отроги.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Мы сегодня вам расскажем нашим гостям о знаменитом русском сувенире -"Дымковской игрушке". Послушайте - ка его историю.
1 ребё нок: Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было. Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые.
2 ребенок: Летом они в поле работали, песни пели…. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!
3 ребё нок: А ещё в той деревеньке глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, барынь в пышных юбках, птичек - свистулек.
4 ребё нок: Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб.
5 ребенок: Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушку назвали – Дымковской.
6 ребенок: После обжига игрушку белили мелом на молоке и она становилась белой.
7 ребё нок: И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку.
Долго они думали и спорили, до самой весны!
8 ребенок: А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой Дымково появилась радуга.
9 ребенок:Решили дымковские мастера расписывать игрушки всеми цветами радуги : красным, оранжевым, желтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым, а ещё - малиновым и розовым.
Воспитатель:
Скажите, а какие элементы узора использовали дымковские мастера для росписи своих игрушек?
Ответы детей :
Круги, колечки, овалы, точки, прямые и волнистые линии, клеточки.
Воспитатель: А, знаете, ребята, когда только появилась дымковская игрушка, то каждый узор, который мастер наносил на белую поверхность имел свое значение:
круг и колечко- символ солнца,
ромбы и клеточки - засеянное поле,
волнистая линия - потоки воды.
Рисуя эти узоры мастера думали, что игрушка должна принести в их дом благополучие, на поля хороший урожай и теплое незасушливое лето. Мы сейчас рассматривая игрушку не думаем об этом, мы просто ею любуемся.
10 ребенок:
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
11 ребенок:
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Воспитатель: (Демонстрирует иллюстрации дымковских игрушек в соответствии со стихами)
Посмотрите.
12 ребенок:
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
13 ребенок:
Наши руки- крендельки,
Щечки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
14 ребенок:
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он:
- Здравствуй! –
На ногах его сапожки,
На ушах висят серёжки,
На головке гребешок,
Вот какой он, петушок!
15 ребенок:
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желтоногий
Мчится глиняный олень.
16 ребенок
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Физминутка:
«Лошадки»
Эй, лошадки, все за мной! Двигаются подскоками по кругу, вытянув Поспешим на водопой. одну руку вперед, другую – подняв вверх.
Вот река, широка и глубока, Останавливаются, плавно разводя руки в Не достанешь ты до дна. стороны и наклоняясь вперед.
А водица вкусна! Пейте! Подносят ладони сложенные лодочкой к
Хороша водица! лицу.
Постучим копытцем! Притоптывают ногой, вытянув
Эй, лошадки, все за мной! одну руку вперед, другую – подняв вверх.
Поскакали домой! Двигаются по кругу.
Воспитатель :
А сейчас давайте представим, что мы дымковские мастера и постараемся изготовить свои игрушки. Проходите к своим рабочим местам, а я расскажу вам, что нужно делать.
(Дети проходят к столам, рассаживаются).
У нас есть вот такие юбки для дымковских барынь. (Показывает основу для юбок). Их надо украсить элементами дымковского узора. Составляйте узоры на своих четырехугольниках, наклеивайте их, а потом мы украсим ими юбки.
Дети приступают к работе. По мере выполнения,воспитатель прикрепляет фрагменты к юбкам.
Девочек одевают в юбки.
Воспитатель : Полюбуйтесь мастера, как вы украсили юбки нашим барыням.
Девочки проходят важно, поставив руки на пояс, приподняв голову, исполняют танец под русскую народную мелодию.
17 ребенок :
Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!
18 ребёнок
Наши юбки непростые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Вот и закончился праздник дымковской игрушки. А если мы где - то увидим игрушки, расписанные клеточками и кружочками, то сразу будем вспоминать село Дымково, его славных мастеров и самое главное, такие разные и весёлые игрушки.