Светлана Кулешова
Конспект занятия по лепке «Дымковский олешек» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
Программные задачи. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель, Городец, Матрешки;
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;
Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, элементы узора;
Публикация «Конспект занятия по лепке „Дымковский олешек“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать навыки лепки из целого куска, передавая пропорции частей тела животного.
Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; Предшествующая работа: чтение стихов, загадок о народных промыслах, рассматривание иллюстраций декоративно-прикладного творчества, лепка изделий из глины.
Методы и приемы: художественное слово, наглядный (использование иллюстраций, напоминание, указание, решение проблемной ситуации.
Словарная работа: свистульки, гжель, хохлома, городец, Полхов-Майдан, обжиг.
Оборудование и материалы: изделия народных промыслов, глина, салфетки, стека, баночки с водой.
Ход НОД
Организационный момент. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: - Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.
Хотите совершить путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия?
Дети: - Хотим.
Воспитатель:- Тогда отправляемся (слайд 1)
Города старинные мастерами славятся,
Улицы кузнечные, улицы гончарные,
Площади торговые, праздничные ярмарки.
- С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки. (Слайд 2)
Воспитатель: - Ребята, а что такое ярмарка? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Это шумный большой базар, на котором продают свои изделия мастера. Вот и сегодня у нас в детском саду будет проходить ярмарка.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди-мастера! (на столах изделия разных народных промыслов)
Воспитатель: - На ярмарку со всех сторон привозили изделия русские мастера. Но сегодня мастера приехать к нам не смогли, а поручили нам разложить товар по промыслам.
Воспитатель: - А разложить товар мы сможем с помощью загадок.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым,
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась,
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома.)
- Найдите предметы, которые можно отнести к золотой хохломе (помещают на отдельный стол.)
- Какой материал используют мастера для хохломских изделий? (дерево.)
- Какие краски используют художники из Хохломы? (Красная, желтая, оранжевая, зеленая, черная.)
Слушайте следующую загадку:
Эта роспись,
На белом фарфоре – Синее небо, синее море
Синь васильков, Колокольчиков звонких. Синие птицы,
На веточках тонких. (Гжель.)
Выберите изделия из Гжели (дети находят изделия гжельских мастеров.)
- Какие цвета используют гжельские мастера?
- Почему Гжельские мастера выбрали для своих изделий синий цвет? (от цвета неба.)
- Какой материал используют мастера. (Глина.)
Слушайте следующую загадку:
На дощечке той девица, Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица.
Это значит … (городец)
- Выберите изделия из Городца (помещают на отдельный стол).
- Что украшают городецкой росписью? (столы, стулья, разделочные доски, солонки, игрушки, все деревянные изделия)
- Назовите основные узоры городецкой росписи? (Конь, птица, цветы.)
Слушайте следующую загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
- Выберите матрешек (помещают на другой стол.)
- Почему матрешку называют матрешкой? (От русского имени Матрена.)
- В каких городах делают матрешки? (Полхов-Майдан, Сергиев Пасад.)
Слушайте следующую загадку:
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы. А ну, назови-ка меня! (Дымково.)
Воспитатель: - Ребята, а где же дымковские игрушки? Неужели мастера забыли их прислать? А что за конверт лежит? Здесь письмо.
«Здравствуйте ребята! Мы так хотели попасть на ярмарку, но сильные дожди размыли все дороги, мы не сможем добраться. Не могли бы вы нам помочь и вылепить дымковские игрушки. Жители села Дымково».
Воспитатель: - Дети, вы знаете, где находится село? (ответы детей) Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село. Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Живут в том селе весёлые и озорные люди. Любят они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносят свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой. Воспитатель: - Из чего лепили игрушки? (ответ детей)
Воспитатель: - Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись.
Воспитатель: - Название село получило от того, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок.
- Ребята, а вы хотите помочь сделать дымковские игрушки?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Дети, но если мы будем лепить из глины, игрушки еще надо будет расписать, а у нас мало времени, как же быть? (предложения детей).
Воспитатель: - Конечно, ведь можно вылепить и из пластилина, они сразу будут яркие, красочные. Давайте тогда примемся за работу.
Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олешка
- Как можно его слепить? Какие приемы для этого будим использовать? (Дети отвечают).
Воспитатель: А перед работой сделаем разминку.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики».
Вот это самый толстый пальчик у меня, (сгибаем и разгибаем большой палец).
Вместе с ним танцуют все мои друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Это самый ловкий пальчик у меня, (сгибаем и разгибаем указательный палец).
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Вот это самый длинный пальчик у меня (сгибаем и разгибаем средний палец).
Вместе с ним танцуют все мои друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).
А вот это пальчик- лодырь у меня (сгибаем и разгибаем безымянный палец).
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все мои друзья (Сжимаем и разжимаем кулачки).
А это пальчик – мальчик, лучший у меня, (сгибаем и разгибаем мизинец).
Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Все мои пять пальцев - дружная семья, (Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди).
И, когда они танцуют, танцую с ними я! (Хлопки в ритме текста).
Воспитатель: - Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию. Самостоятельная работа детей.
(Воспитатель во время работы старается помочь тем детям, которые затрудняются советами, если необходимо прибегает к показу). Воспитатель: - Ребята посмотрите, интересный у вас получился дымковский олешек. Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. (Дети встают вокруг стола) Рефлексия.
- Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко, как у дымковских мастеров?
- А какая игрушка получилась самая яркая?
- Какая игрушка больше всего нравится?
- Как вы думаете, помогли мы дымковским мастерам?
Воспитатель: - «Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Можно оправлять их на ярмарку. Спасибо, вам за работу!
Воспитатель: - Теперь весь товар на ярмарке на месте. (Звучит музыка.) Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
И отменные игрушки!
Водоноски и зверушки!
Посмотрите, как живой,
Есть и конь здесь удалой! - Пойдемте, ребята, погуляем по ярмарке, на людей посмотрим, да себя покажем, да в русскую народную игру поиграем.
У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
(После этих слов водящий показывает движение, а все дети повторяют его, водящий выбирает того, кто лучше всех повторил движение и задает вопрос: «что ты делал?», если правильный ответ, тот становится водящим).