Инна Козлова
Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Выполнение дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.
Публикация «Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
необходимо использовать на занятиях перед пением песен для выработки правильного певческого дыхания.
Упражнения для развития брюшного дыхания:
Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
«Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
«Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
«Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов, ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). (По В. Емельянову.)
«Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох ….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
«Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В. Емельянову.
«Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
«Летит самолёт» вдох- живот надули (заправили самолёт, выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
«Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки. (По В. Емельянову.)
«Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.
(По М. Гоголевой.)
«Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
«Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
«Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук «Х».
«Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
«Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть «З-з-з-з-з». По Б. Толкачёву.
«Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок, задержка, на выдохе «А-а-а-ах».
«Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Окружаться снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н. Нищева)
«Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук «Ж», можно
вращать перед собой указательными пальцами.
Пчёлка гуди, в поле лети,
С поля лети – мёдик неси. (нар. приговорка).
«Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове (рожки, и на выдохе продолжительно тянут «Му-у-у-у-у» (чья корова дольше мычит, тот и выиграл.)
«Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолёта, крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».
Быстро лопасти крути! Вертолёт, лети, лети!
«Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
«Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук «Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами "волчок" игра начинается заново.
«Пароход» (дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» (рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук «Ы-ы-ы-ы-ы».
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.
«Барабан и дудочка»
Барабан мы в руки взяли
На нём звонко заиграли.
Дети на коротком дыхании произносят звук «Д-д-д-д-д»
Вот играет дудочка,
Дудочка – погудочка.
Губы трубочкой, пропевается звук «У-у-у-у».
Можно чередовать барабан и дудочку.
«Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на
выдохе «Ф-ф-ф».
«Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф….
(выдох спокойный ненапряжённый).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…
(активный выдох).
«Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а….
Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и….
Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о….
Дубовый – у-у-у-у-у-у-у….
(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)
«Синьор-помидор» (по М. Лазареву)
Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
«Шарик» (по Б. Толкачёву)
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись.
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш-ш».
«Шарик сдулся» (по Б. Толкачёву)
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал,
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,
(Звать, к себе помахивая кистями.)
Мы пускаем пузыри:
(Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и
быстро выдохнуть.)
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой.
(русская нар. потешка).
«Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»
Пчёлка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси. Ам!
«Дятел» (по Б. Толкачёву)
Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,
ударяя кулачками, друг о друга.
« Ёжик» (по Б. Толкачёву)
После активного вдоха через нос ребята на выдохе
произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.
«Гармошка»
Поросёнок восхищён!
Как гудит аккордеон.
Очень мне по сердцу он.
Я бы хвостиком вертел,
Если бы играть умел.
Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш
выжимая из лёгких воздух.
«Колокола» Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем «Бом-
бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая
воздух.
Артикуляционные и фонопедические
упражнения:
Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В. В. Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.
Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.
«Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
«Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
«Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
«Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
«Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать), получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.
Едет, едет наш Петрушка,
Похваляется конём,
Не беда, что конь игрушка,
Можно ездить и на нём.
«Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри. Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
«Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы (расслабление, молодец обезьянка.
«Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать. Затем покусать края языка с закрытым ртом.
«Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза (одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
«Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
«Змейка» имитация язычка змеи (быстро показать и убрать язык).
«Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
«Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
«Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
«Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
«Вкусное варенье» для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
«Мороз» (по В. Емельянову)
Вышел на просторы погулять мороз.
Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берёз.
У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
Ш…потирая ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
П! П! постепенно опуская руки вниз.
«Машина» (по В. Емельянову)
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р -ворчит мотор
Бр-р-р где мой шофёр?
Бр-р-р урчит машина
Бр-р-р проверь-ка шины!
«Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз. звуке ДО
На дворе рычит барбос р-р-р-р
Он гоняет рыжих ос р-р-р-р
Отчего рычит барбос? Р-р-р-р
Осы жалят его в нос р-р-р-р.
(сл. Макшанцевой.)
Ещё примерные дыхательные упражнения
"Аквалангисты"
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки, и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).
«Хитрая лисичка». [/b]Представьте, что вы превратились в лисичку, которая вынюхивает зайчика: поворачивать головой влево, вправо и на каждый поворот делать короткий вдох носом и выдох ртом.
«Вдох-удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли домой, а там у вас гора конфет (или игрушек, подарков – дети сами придумают). И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох-удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расширяются при вдохе.
«Шарик сдувается». Положить руки на ребра. ш-ш-ш-ш-ш
Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».
Поочередно втягиваем и надуваем щеки.
Перемещаем воздух внутри рта «по кругу» с левой щеки.
Спасибо за внимание и за голоса!