надежда щукина
Упражнения партерной гимнастики на хореографических занятиях
Методическая работа.
Тема: «Упражнения партерной гимнастики на хореографических занятиях».
Музыкальный руководитель
Н. К. Щукина
Целью своей работы определяю: показать и доказать, что приведенные ниже упражнения, помогают детям, которые от природы не имеют прекрасных физических, «профессиональных» данных улучшить возможность развивать танцевальные способности.
Публикация «Упражнения партерной гимнастики на хореографических занятиях» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Темочки
Многие педагоги-хореографы ищут приемы, облегчающие детям освоение основ хореографического искусства.
Опыт показывает, что, применяя на занятиях упражнения по коррекции, можно добиться исправления дефектов, а также развить слабые данные учащихся.
Таким образом, первостепенной задачей преподавателя является развитие профессиональных физических данных ребенка. А также исправление тех недостатков, которые мешают достичь наилучших результатов. Некоторые недостатки могут быть исправлены или даже ликвидированы при правильном использовании соответствующих методик.
Здоровье человека во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему необходимо с раннего дошкольного возраста сохранять и развивать природные физические задатки – свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса.
Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей:
повысить гибкость суставов;
улучшить эластичность мышц и связок;
нарастить силу мышц.
Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют:
приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т. д. ;
начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др.
На втором этапе этой разработки заложено развитие двигательных функций:
воспитание силы стопы (пальцы, подъем);
подъема ног;
развитие гибкости тела, мягкости рук;
развитие шага;
наработка прыжка;
устойчивость.
Особенно важно в процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце.
При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя.
Одним из способов развития специальных данных для хореографии и улучшения подвижности суставов являются упражнения на растягивание (растяжки).
Главное – перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла.
Первоначальное обучение упражнениям лучше осуществлять вне занятий, при индивидуальной работе, чтобы помочь каждому ребенку.
В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, повышает свои возможности.
Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность.
Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе.
Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности.
Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление.
Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдох».
Исправление недостатков в осанке.
Формирование осанки – это первоочередная задача, решение которой в комплексном подходе, который состоит в том, что основной метод классического танца сочетается, особенно на начальном этапе обучения, со вспомогательными корригирующими упражнениями, взятыми из спортивной гимнастики, системы йогов, партерного станка. Это те упражнения, которые способствуют разработке двигательных функций, необходимых для занятий искусством хореографии.
Основной осанки является позвоночник и его соединение с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед, грудной (назад, поясничный (вперед, крестцово-копчиковый (назад). При нормальной осанке кривизна позвоночника выражена умеренно. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и одном расстоянии от позвоночника. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
Работа над осанкой на начальном этапе должна вестись в полувыворотном положении ног. Нужно сразу изучить индивидуальные физические данные каждого ребенка.
Особо часто встречающиеся недостатки:
небольшая сутулость ребенка (кифоз);
седлообразная поясница (увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника);
асимметрия лопаток.
Для исправления этих недостатков необходимо применять ряд корригирующих упражнений на полу в положении, разгружающем позвоночник, - сидя, лежа на спине и животе, стоя на коленях, позже стоя.
Упражнения при сутулости (кифозе).
Упражнение 1.
а) Исходное положение (далее– и. п.) : лечь на живот, ноги вытянуты. Руки согнуты в локтях перед грудью, ладонями вниз.
Музыкальный размер (далее – м. р.) 3/4, 4/4.
1 такт – отжимаясь от пола, поднять корпус, сильно прогибаясь в грудном и поясничном отделах позвоночника.
1 такт – зафиксировать положение, голову отвести сильно назад.
2 такта – вернуться в и. п.
Выполнять лежа на животе, стоя на коленях, также на 2-х ногах.
б) И. п. то же, только руки лежат, вытянуты вперед. На каждую четверть на руках, как бы приподнимаясь, шагать к корпусу и также прогибаться
в) И. п. то же (как предыдущее). Теперь руки открыть наверх в III позицию классического танца (либо просто прямо). Фиксировать как в варианте а). Повторить то же, по II позиции рук.
Упражнение 2.
а) И. п. – лечь на живот, ноги в I позиции. Руки на затылке. Исполнять в паре, второй ученик удерживает ноги у щиколотки в I позиции.
М. р. 4/4, 3/4.
На 1 т 4/4 или 2 т 3/4 – поднять грудь, таз и живот на полу, сильно прогнуться под лопатками, сократив мышцы спины. 1 т 4/4 или 2 т 3/4 – вернуться в И. п.
б) И. п. – тоже.
Руки открыть на II позицию- (удержание) и на III позицию- (удержание).
в) вариант упражнения c I post de bras.
Упражнение 3.
а) Исполняется как предыдущее, в паре.
И. п. – лечь на живот, руки вытянуть вперед, кисти вниз.
Партнер берет исполнителя за кисти, или запястья (которые сильно вытянуты) и поднимает вверх. Прогнуться в поясничном отделе, лопатки тянуть к бедрам, плечи опускать. Партнер должен увеличивать подъем, пружиня, под контролем педагога, т. к. нельзя делать резко. М. р. прежний. Исполняется также; подъем, удержание, медленно опускание, пауза.
б) И. п. то же, в паре, только руки в стороны, кисти на полу.
Исполняется как вариант а).
Важно следить, чтобы лопатки тянулись к пояснице.
Упражнения при седлообразной пояснице (лордозе).
Если имеет место седлообразная поясница - лордоз, то рекомендуются упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц сгибателей и укрепление мышц - разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнее - грудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясничного отдела).
Упражнение 1.
а) И. п. - лечь на пол, вытянуть ноги вперед, корпус прямой,
руки опущены вниз.
1 т 3/4 - корпус поднять и быстро наклонить вперед на ноги, взяться руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямить позвоночник
1 т 3/4 - далее зафиксировать положение.
2 т 3/4 - медленно подняться и вернуться в И. П.
б) Можно исполнить то же из положения сидя.
Если плохая гибкость корпуса вперед, то может быть вариант со скакалкой. Взять ее как можно ближе, зацепить стопы сокращенные в подъеме и, пружиня, опускать корпус на ноги грудью как можно ниже.
в) Тот же предыдущий вариант в паре, без скакалки. Второй человек активно нажимает вперед, может быть, сам преподаватель (он чувствует предел у ребенка). Ни в коем случае не делать резких и быстрых движений. Нельзя забывать, что именно статическое положение, стимулирует мышечную память.
Упражнение 2.
а) И. п. - лежа на полу, на спине, руки открыты в сторону.
Поднять ноги на высоту 90, активно положить весь позвоночник на пол,
прижать плечи и лопатки к полу.
Зафиксировать это положение и следить за поясничным отделом, ягодичные мышцы сильно втянуты, копчик опущен («поджат») и подан вперед.
Упражнение 3.
а) И. п. - сесть на пол, вытянутые ноги раскрыть как можно
шире в стороны.
Наклонить корпус вперёд на пол, стараясь животом и грудью достать его, руки вытянуть вперёд.
Зафиксировать положение и вернуться в И. п.
б) Можно использовать то же при помощи партнера, который должен активно помочь, если это необходимо.
Важно, чтобы таз не торчал, Т. к. сразу образуется лордоз.
При седлообразной пояснице у детей появляется тенденция «лежать» на станке. В данном варианте необходимо подать таз в области копчика вниз и вперёд, при сильно подтянутых ягодицах, грудной отдел позвоночника вперёд, а живот сильно втянут к позвоночнику (ощущение пустоты в желудке и животе, большого пространства).
Можно образно сравнивать это положение с «поджатым хвостом у кошки или собаки». При этом поясничные мышцы должны быть сильно растянуты. Грудная клетка в положении глубокого выдоха.
Упражнения при асимметрии лопаток.
При небольшом сколиозе применяются упражнения для устранения бокового смещения оси позвоночника. Нормализуется положение головы и лопаток. При выполнении упражнений следить за симметрией шейно – наплечных линий.
При асимметрии лопаток следует укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам. Полезны упражнения, способствующие укреплению силы мышц живота, особенно косых.
Упражнение 1.
а) И. п. - стоя у станка, взяться руками за палку на уровне плеч. Затем руку, соответствующую опущенному плечу, положить на одну палку выше другой руки. Стараться выровнять линию плеч и лопаток
Сделать глубокое приседание и вернуться в И. п.
Упражнение 2.
а) И. п. - сесть, ноги вытянуты, руки раскрыты в стороны.
На 2/4 и 2/4 - активно повернуть плечи в противоположную сторону и наклониться вперёд, лечь на пол и потянуть мышцы спины.
На 2/4 и 2/4 - повернуть, поднять корпус в И. п.
Делать упражнение плечом, которое опущено ниже. Исправить такой недостаток может только огромное желание ребёнка плюс его активное и мобилизованное внимание при чутком руководстве педагога
Выработка выворотности ног.
Главным условием классического танца является выворотное положение ног. Существуют также специальные упражнения, помогающие выработать это положение. Недостаточно одного выворотного положения в тазобедренном суставе, необходимо также тренировать подвижность в коленных и голеностопных суставах.
Упражнения для развития выворотности в тазобедренном суставе.
Темп исполнения движений первоначально медленный с последующим ускорением. Упражнения сначала повторить 4 раза. затем до 16 раз. Движения ритмичны, после каждого упражнения расслабляться.
Упражнение 1.
И. п. - лечь на спину, руки вдоль тела, ноги вытянуты.
М. р. 4/4.
На 2/4 - вытягивая стопы, напрячь мышцы ног. При свободном корпусе ощутить напряжение мышц только в ногах.
На 2/4 - напрягая и сокращая ягодичные мышцы, развернуть бёдра, голени и стопы своей внутренней стороной наружу так, чтобы пятки своей подошвенной стороной коснулись друг друга (по возможности, а мышцы стоп - пола.
На 1 такт 4/4 - расслабиться.
Упражнение 2.
И. п. - тоже.
Упражнение исполняется как предыдущее, но после разворота стопы сократить в I выворотную позицию. Ноги в коленях вытянуты. Ощутить сокращение мышц супинаторов. Расслабится на 5 - 10 секунд.
Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности, растяжению ахиллового ухожилия.
Упражнение 3.
И. п. - лёжа на спине, развернуть ноги своей внутренней стороной наружу (выворотно).
М. р. 4/4, темп медленный.
На 2 такта 4/4 медленно поднимаем правую ногу одновременно подъём сокращается, вытягивается на каждую четверть.
На 2 такта 4/4 – так же медленно опустить ногу, продолжая работать подъёмом.
То же самое повторить с другой ноги и двумя ногами. После выполнения полностью всего упражнения расслабиться, ощутить полное расслабление.
Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, также исправляет недостатки осанки.
Сила стопы (подъём, пальцы).
Стопе требуется особое внимание. Ведь стопа является именно той частью тела, которая не только помогает в работе, но и несёт эстетическую задачу. Она подчёркивает красоту и законченность линий.
Стопу необходимо воспитывать с первых дней занятий. Это умение вытягивать её в подъёме и пальцах, ощущать её напряжение и расслабление.
Воспитанная сила пальцев и способность их более сильно вытягивать (почти загибая внутрь) может не безуспешно скрасить недостаток подъёма. При дотянутых, загнутых пальцах (при активно дотянутом подъёме) линия ноги выглядит более благородно.
Упражнения, которые описаны ниже помогут обрести силу и красоту стопы даже тем, у кого от природы она не идеальна.
Упражнение 1.
а) И. п. - VI позиция ног, лицом к станку, две руки лежат на палке, правая нога согнута в колене.
М. р. 4/4, темп медленный.
1 такт - небольшое приседание на левой ноге с активным нажимом на выгибание подъёма правой ноги.
1 такт – «вырастаем» из приседания.
Повторить до 16 раз. Тоже с другой ноги.
б) И. п. - тоже, только правая нога стоит у пальцев левой ноги на загнутых пальцах.
Упражнение то же.
На начальном этапе можно делать не у станка, а на середине и на коврике или толстой подстилке.
Упражнение 2.
а) И. п. – I выворотная позиция (лицом к станку).
1 такт - правая нога сгибается в пальцах, выгибается в подъёме,
одновременно исполняется deтi рliе.
1 такт - вырастает из deтi pliе.
Повторить до 16 раз, затем с другой ноги.
б) то же по II выворотной позиции.
в) то же по IV и V позициям, здесь пальцы загнуты у пятки опорной ноги, опора на обе ноги как в рliе.
Упражнение З.
а) Ил. - VI позиция, лицом к станку. Чуть дальше обычного. Правая нога открыта вперёд на batteтeпt teпdu и стоит на загнутых пальцах, колено согнуто.
М. Р. 4/4 темп медленный, затем ускоряем.
1 такт - выпад вперёд на правую ногу, выгибая подъём и активно всем телом, надавливая на пальцы, левая нога вытянута.
1 такт - вернуться в Ип. Повторить до 16 раз, тоже с другой ноги.
б) Ил. - 1 выворотная позиция ног, правую ногу открыть в сторону на batteтeпt teпdu,поставить на загнутые пальцы (м. б. высокие полупальцы).
1 такт - выпад в сторону за открытой ногой, левая нога вытянута.
1 такт - вернуться в И. п.
Повторить до 16 раз, то же с другой ноги.
в) Вариант «б», только II выворотная позиция (чуть шире обычной). То же можно повторить с рliе на опорной ноге.
Общее замечание по всем упражнениям для стопы - не косить её. Скошенное положение стопы - это более растянутые мышцы внешней стороны стопы и менее растянутые на внутренней стороне. Наша задача - научить растягивать внутренние мышцы, объяснить правильное положение.
Какое бы упражнение не исполнялось, необходимо вначале объяснить правильное положение стопы. Причём в начале пути детям нельзя давать VI позицию в чистом виде. Это должна быть свободная (носки чуть в стороны) позиция, близкая VI позиции.
Наработка «шага» (растяжка).
Шаг также создаёт в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперёд зависит от степени выворотности ног и подвижности суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.
Шаг увеличить можно при систематическом растягивании мышц. Во-первых, на начальном этапе, пока учащиеся только начинают заниматься, следует растягиваться на полу.
Упражнение 1.
Лечь на пол на спину, руки убрать за голову исполнять махи ногами вперёд. Комбинировать можно по - разному. Но начинать не сразу на всю возможную высоту, а постепенно. Мах должен быть обязательно вытянутой ногой, работает нога только в тазобедренном суставе. То есть ощущение, что нога отпущена и свободно движется (при этом сильно вытянута в колене, подъёме и пальцах). Мах делается пальцами, как будто ногу «дёргают за верёвку». Именно «дёргают», Т. к сразу даётся характер будущего graпd batteтeпt jete. За этим следует сделать сразу очень резкий бросок и мягкое, сдержанное опускание ноги в исходное положение.
И ещё одно обязательное условие: махов нужно делать очень много от 50 до 100 повторений. Количество повторений зависит от степени физической подготовки учащихся. На начальном этапе повторение во все направления по 16 раз. Можно несколько подходов.
Затем после простых махов нужно сделать с задержкой ноги в наивысшей точке амплитуды броска (маха). Это можно сделать с помощью рук, а также подпружинить руками.
Упражнение 2.
Далее также на полу упражнение делается в паре. По принципу первого упражнения делается мах, а партнёр задерживает ногу и, постепенно пружиня, увеличивает растяжку. При этом партнёр следит за ровностью корпуса, а также придерживает ногу, которая на полу. Упражнение выполняется во все направления.
Упражнение 3.
а) И. п. - встать на колени, руки открыты в сторону.
Правую ногу открыть вперёд, медленно растягиваемся вперёд на шпагат не до конца и медленно возвращаемся. Упражнение воспитывает силу мышц, повторить несколько раз. То же исполнить другой ногой.
б) И. п. – то же.
Правую ногу открыть в сторону, руки поставить перед собой на пол. Медленно разъехаться на поперечный шпагат, пружинить, левая нога согнута в колене, вернуться в исходное положение. То же с другой ноги.
Гибкость тела, мягкость рук.
Упражнения для развития гибкости тела.
Гибкость всего тела - одно из главных требований к тем, кто занимается классическим танцем. Она - показатель пластичности тела исполнителя, она придаёт танцу выразительность.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба, степень подвижности которого определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость или способность гнуться назад должна быть заложена в области грудных нижних и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперёд и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы растянуть мышцы икроножных, тазобедренных и подколенных связок, плюс к тому, что обязательно растягиваются межпозвоночные диски. Очень важно, чтобы дети с плохой гибкостью усвоили сразу, в начале обучения, весь комплекс упражнений, необходимых для увеличения гибкости. При этом педагог должен объяснить, что ребёнок обязан работать над своим недостатком. Следует предложить комплекс для каждодневного повторения, как утренняя зарядка.
Итак, из вышеупомянутых упражнений по всей методической разработке следует перечислить те, которые непосредственно влияют и на гибкость позвоночного столба. Это упражнения из I раздела № 1,2,3,4,5 при кифозе и упражнения № 1,3 при лордозе.
Дополнительно предлагается ещё несколько упражнений.
Упражнение 1.
а) И. п. - «мостик» (прогнуться в пояснице назад, стоять на руках и ногах).
б) «мостик» исполняется как отжимание от пола. Подняться, постоять, лечь на спину.
в) «мостик» - «крутой». Руками подойти как можно ближе к ногам или, если позволяют возможности, руки поставить на локти.
г) «мостик» исполняется как пружинное упражнение. Ноги нужно стараться вытянуть в коленях, активно выгибая позвоночник выше поясничного отдела.
д) И. п. - спиной к стене, расстояние индивидуально.
Поднять руки вверх, прогнуться, поставить руки на стену. Придерживаясь ладонями (как бы шагая ими) опуститься на «мостик», руки фиксируем на полу и возвращаемся в исходное положение.
Упражнение 2.
а) И. п. - встать на колени, руки на спине, на поясе (большой палец смотрит вперёд).
Прогнуться медленно назад, головой до пола, также медленно вернуться в и. п.
Вариантов упражнений может быть много. Далее идут упражнения на
растягивание подколенных и икроножных мышц.
Упражнение 3.
а) И. п. - сидя, ноги в VI поз, подъём обязательно сильно сокращён, колени вытянуты.
2 такта - держать исходное положение.
2 такта - расслабиться.
Повторить несколько раз, следить, чтобы колени были прижаты к полу, а пятки сильно оторваны от пола.
б) И. п. - тоже.
Взять руки в «замок» и «одеть» их на ноги. Активно пружиня наклониться вперёд, сосредоточить внимание на подколенных связках. При этом наклон вперёд идёт грудью.
То же повторить с фиксацией и с помощью партнёра. Повторения делать до 16 раз и более.
Упражнения для развития мягкости и пластичности рук.
Нет хореографии без движений рук, в них заключительная и важнейшая окраска танца. Они, как и тело, должны быть очень гибкими, мягкими, пластичными. Это особое выразительное средство. Поэтому над их мягкостью также необходимо много работать.
Таким образом, в начале пути очень важно обучать детей владеть своими руками. Первостепенная задача - кисть руки. Пальцы собраны и свободны, как бы в «бутоне». Большой палец «держит колечко» на безымянном пальце или монетку на третьей фаланге безымянного пальца. Кисть имеет естественное положение. Затем идут упражнения различного характера. Мягкие, резкие, плавные, отрывистые. Вращение кистей от локтя и в плечевом суставе. Волны, ножницы, подъёмы и опускания. Различные движения в национальном характере. Всевозможные упражнения на усмотрение педагога. Но упускать эту работу просто нельзя. Можно задавать, как домашнее задание, работу под музыку и перед зеркалом, что очень скоро даст заметные результаты.
Прыжок.
Заключительной частью хореографического занятия являются прыжки Прыжок придаёт танцу лёгкость, воздушность. Для прыжка важно качество, умение высоко и эластично прыгнуть вверх, сохраняя во время прыжка рисунок позы. Высота прыжка зависит от силы мышц и согласованности работы всех частей тела, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: коленного, тазобедренного, голеностопного (стопы и пальцев, их подвижности. Во время прыжка работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости от них. При этом необходимо, чтобы отдельные части тела в момент прыжка находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности
Упражнение 1.
а) И. п. - свободная позиция ног.
М. Р. - 2/4. Исполняется:
и 1 - маленький прыжок (как трамплин к другому прыжку).
и 2 - высокий прыжок с задержкой в воздухе.
б) Исполняется по этому же принципу, но второй прыжок исполняется с поджатыми (согнутыми) ногами.
Далее можно творчески подходить к исполнению различных вариантов комбинаций.
Упражнение 2.
Всевозможные прыжковые упражнения со скакалкой.
Упражнение 3.
Прыжки через стул, гимнастическую скамейку, а также запрыгивание двумя ногами на предложенные предметы (все индивидуально).
Литература:
1. Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Издательство «Искусство». Ленинград, Ленинградское отделение. 1980г. ;
2. Васильева Т. И. «Балетная осанка - основа хореографического воспитания детей», 1983г. (методическая разработка). Москва, типография Министерства культуры.
3. Никифорова А. (педагог Новосибирского хореографического училища, заслуженный учитель РСФСР). «Метод, рожденный практикой», статья в журнале «Советский балет» N1, 1983г., стр. 58; Издательство «Известия».
4. Васильева Т. И. «Побеждать природу», журнал «Советский балет» N6, 1983г., стр. 58; Издательство «Известия».
5. Латохина Л. И. «Хатха - йога для детей». Издательство «Просвещение». Москва. 1993г.
6. Пасютинская В. М. «Волшебный мир танца». Издательство «Просвещение». Москва. 1985 г.