Вероника Владимировна Лисенкова
Конспект открытого занятия «Королевство пения» по вокалу для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование умения пения в унисон. Развитие звуковысотного слуха, чувство ритма.
Задачи:
• познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;
• развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;
• Сформировать на мотивацию через игровые приемы
• обучить фокусированию звука в резонаторы;
• обучить правильному вокальному дыханию
Методы и приемы, используемые на занятии:
по источнику знаний:
Публикация «Конспект открытого занятия „Королевство пения“ по вокалу для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
• наглядные – личностный показ;
• словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;
• практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технологии: развивающего обучения, здоровьесбережения;
Форма организации учебного занятия: игра-путешествие.
Приемы: диалог, сообщение информации, игра.
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая
Наглядные пособия: цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками.
Оборудование: фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование,
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения»
Ответы детей.
Педагог:Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения», нам надо спеть песню «До, ре, ми, фа, соль»
Песня «До, ре, ми, фа, соль»
Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились, ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения»? (ответы детей)
Педагог: Для волшебного путешествия нужны и волшебный помощник – это необыкновенный поезд. Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.
Игра «2 поезда»
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Результат: развитие легких, умение различать высоту звука.
Встретились 2 поезда - большой и маленький.
Большой говорит:"У!" (очень низко).
Маленький тоже умеет разговаривать:"У!"(очень высоко).
Большой приветствует маленького: "У-У-У!"(3 раза коротко, низко,
Маленький тоже приветствует большого:"У-У-У"(3 раза коротко,высоко). Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо (почти до визга, а на самом верху открываем широко рот, получается "УУУУУА").
"Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот.
Педагог : Молодцы, у вас отлично получается!
Дети изображают поезд.
Педагог :- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной.
Итак, приготовились. Поехали…
Педагог:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Педагог: Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик. Вот он!
Педагог: Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки.
И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать!
Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить?
Ответы детей
Педагог :Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи.
- Выполняем упражнение «Пиджачок». («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.
- Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию.
Давайте скорее сядем в поезд и найдем их!
- Итак, приготовились. Поехали…
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается. Первая станция «Дыхание»
Педагог: Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнение:
Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог: Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь)
Педагог :Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик)
Дети: ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф
Педагог :Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются)
Высоко летит она (Дети вместе с Педагог :ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле)
Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз
Полетела на носок зззззззззззззз
Пчелку ослик испугал (Дети вместе с Педагогом: иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал иаиаиаиа
Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог:Гу –у-у-у, гу—у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком).
Звучит сигнал, добавляем Лепесток с надписью Дыхание»
Педагог: Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.
Нас веселый поезд в путешествие увозит.
«поезд» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
Поезд останавливается.
Вторая станция «Дикция» и «Артикуляция»
Упражнение «Скороговорки»
Проговаривание скороговорки, начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.
Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.
Результат: отчетливая дикция.
Педагог:
Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
«Мы перебегали берега» - протяжно
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
Мы перебегали берега - сдержанно
Услышал тревогу и мотылек.
Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
Мы перебегали берега» - быстро
Звучит сигнал, добавляем два Лепестка с надписью «Дикция» и «Артикуляция»
Педагог: Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
Третья станция «Распевание»
Педагог: Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос, подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника!
Рассказ Упражнение
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.
Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий вдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?» От нижнего звука «у» до верхнего «о». «У» - «о»?
«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер». От верхнего «о» к нижнему «у». «О» - «у»?
Но Лошадка не послушалась и побежала «Щелкать» высоко.
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. «Щелкать» высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш – ш – ш».
«Подойду-ка я поближе», - решила Лошадка. «Щелкать» высоко.
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук «ш» короткий по 4 раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук «ф» по 4 раза.
Застрекотал кузнечик. Звук «]ц» по 4 раза.
Пролетел жук. Звук «ж» продолжительный.
За ним комар. Звук «з» продолжительный.
А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох.
Лошадка замерзла. Звук «брр» 4 раза.
И побежала домой. «Щелкать» высоко.
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама. «Щелкать» низко медленно.
Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза.
Упражнение: №1 Собачка
Упр. №2 Лягушки
Упр. №3 «Вот иду я вверх
Упр. №4 Я пою, хорошо пою.
Звучит сигнал, добавляем Лепесток с надписью «Распевание»
- Друзья, едем дальше. Осталось совсем немного!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
Четвертая Станция
«Гигиена голоса»
Педагог: «Правила охраны голоса»
Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос:
- не кричать
- не злиться
А ещё есть особые правила для певцов.
Повторить правила пения (спросить детей)
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
Звучит сигнал, добавляем Лепесток с надписью «Гигиена голоса»
Ура! Совсем скоро все помощники поющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня! Продолжаем наше путешествие!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
Пятая станция «Ритмика»
Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д
Звучит сигнал, добавляем Лепесток с надписью «Ритмика»
Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. Поезд останавливается
Шестая станция «Сцена»
Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА».
Педагог: Сейчас мы с вами споем несколько песен. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.
1. Песня «.»
2. Песня «.»
3. «.»
Звучит сигнал, добавляем лепесток с надписью «Сцена»
Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?
Ответы детей
Педагог:А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она нам передала подарок. (наклейки и конфеты)
Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения». Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!
Список используемой литературы:
1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса».
2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению».