кристина шленкина
Рабочая краткосрочная программа по эстрадному вокалу для ЦДТ «Основы эстрадного вокала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
Принята на заседании Утверждаю:
Методического (педагогического) совета Директор МБУ ДО ЦДТ
От «___» ___20___г. ___/ФИО/
Протокол № ___ «___»___20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа
художественной направленности
Студии эстрадного вокала «Новый день»
«Основы эстрадного вокала»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 4 месяца
Автор-составитель:
Публикация «Рабочая краткосрочная программа по эстрадному вокалу для ЦДТ „Основы эстрадного вокала“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- ДШИ. Детская школа искусств
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Шленкина Кристина Александровна,
педагог дополнительного образования
г. Ульяновск 2019.
I.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Краткосрочная программа «Основы эстрадного вокала» имеет художественную направленность.
Дополнительность программы
по отношению к программам школьного образования.
Дополнительность данной программы по отношению к программам общего образования по «Музыке» заключается:
- в получении знаний об эстрадном вокале и несёт творческий характер;
- в постановке голоса - каждое занятие включает в себя упражнения на дыхание, вокальные упражнения, исполнение песенного материала, как в группе, так и сольно.
Актуальность программы.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том что:
Пение является нашей потребностью, такой же естественной, как, например, речь, умение петь красиво и свободно, в совершенстве владея своим голосом – это истинное удовольствие и большая радость для любого человека, а для ребенка тем более. Так же занятия вокалом это развитая дыхательная система, крепкие голосовые связки, чистое интонирование, чувство ритма, музыкальный вкус, которые остаются с ними навсегда. Кроме этого, занятия вокалом полезны для профилактики простудных заболеваний, для укрепления сердечной мышцы, раскрытия способности и таланта, преодоление скованность и неуверенность в себе, т. е. снятие комплексов, а так же просто для настроения. Для этого в ЦДТ Ленинского района была создана студия эстрадного вокала «Новый день».
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают :
- художественные способности детей,
- формируют эстетический вкус,
- улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
- Необходимость ориентации обучающихся на ценности музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, является важным, не только для музыкального, но и общего развития, нравственно-эстетического становления личности и способствует формированию интереса к вокальному искусству, начал вкуса, представлений о красоте.
- Потребность современного мира в занятиях эстрадным вокалом исходит из того что современный ребёнок окружён миром звуков, исходящих из телевизора, телефона, компьютера. Эта музыка бывает доступной и не доступной его пониманию. Знакомство с лучшими образцами эстрадного вокала помогает ребёнку в его нравственном развитии. Занятия эстрадным вокалом вызывают различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь. Они являются источником эстетических чувств, которые стимулируют общественно полезную деятельность, и побуждают к выработке активной жизненной позиции, поэтому основной мыслью данной программы является патриотическое воспитание через вокальные занятия, выступления на праздничных мероприятиях города.
Отличительная особенность программы.
Отличительная особенность программы «Основы эстрадного вокала», заключается в её основной идее – познакомить с основами эстрадного вокала и подготовить вокально-эстрадные номера к выступлениям на мероприятиях Центра детского творчества и города.
Новизна данной программы состоит в том, что все желающие дети, независимо от их музыкальных способностей обучаются основам эстрадного вокала. Обучение проходит в музыкальном классе, а для закрепления пройденного материала или при отсутствии обучающегося на занятии мною разработано электронное пособие «Основы эстрадного вокала», которым обучающиеся могут воспользоваться не выходя из дома. На занятиях дети поют в группе и сольно, знакомятся с шедеврами классической, народной, и современной вокальной музыки, что способствует выявлению интересов и потребностей ребёнка, творческого потенциала детей, помогает в выборе дальнейшего творческого развития – пути творческой самореализации и формировании направленности личности на дальнейшую социализацию. Всё это соответствует содержанию социального заказа общества и государства.
Инновационность программы.
Инновационность программы заключается :
В содержании материала программы :
- Программа ориентирована на подготовку обучающихся к выступлениям во всех значимых календарных праздниках;
В форме проведения занятий:
- На каждом занятии обучающиеся не только обучаются, но и учат друг друга, слушая поющего, вместе находят ошибки и способы их устранения.
- Каждое занятие, это творческий процесс. Разучивая песни, дети импровизируют движения, тем самым развивая воображение, музыкальность, пластику, ритмичность и координацию движений. Всё это воспитывает ансамблевую слаженность.
В форме представления и демонстрации результатов освоения программы :
- Все свои творческие достижения обучающиеся демонстрируют при выступлении на мероприятиях Центра детского творчества и города, а так же участвуя в вокальных конкурсах.
Адресат программы.
Программа адресована детям школьного возраста 7-17 лет
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся. Традиционно в отечественной психологии выделяют три возрастных периода школьного возраста - младший школьный возраст, подростковый и ранний юношеский. Каждый из них характеризуется ведущей для данного возраста деятельностью, психическими новообразованиями и кризисами, возникающими на границах этих периодов. «Календарное» ограничение данных возрастных периодов носит условный характер и варьируется в зависимости от социально-исторических условий и личности обучающегося. Младший школьный возраст (7-11 лет). В этом возрасте переход от игровой деятельности к учебной является определяющим и составляет так называемый «кризис 7 лет». Обучающиеся попадают в ситуацию, когда возникает необходимость следования установленным образовательным учреждением правилам и нормам. Именно в этот период формируется и новое для детей психическое новообразование – умение управлять восприятием, вниманием и памятью. Формируется абстрактно-понятийное мышление. Игра остаётся – и, безусловно, важна, особенно в начале возрастного периода, но отходит на второй план и приобретает вспомогательный характер.
Подростковый и юношеский возраст иногда объединяют в отроческий период (11- 19 лет). Тем самым подчёркивается, что формирующееся у подростка (11-14 лет) в качестве мотива, у юноши (14-19 лет) становится задачей, предназначенной к выполнению. Подросток желает самостоятельности и самоопределения в социуме, а юноша учится добиваться желаемого. Именно в этом возрасте дети ориентируются на «авторитетного», успешного, по их мнению, взрослого. И в этом смысле к педагогу предъявляются весьма высокие требования: ему необходимо не только быть сильной, творческой и самобытной личностью, но и уметь научить подростка добиваться высоких личных результатов. Ведущей деятельностью обучающихся становится стремление к построению и начальному этапу реализации жизненных планов. Юноши и девушки начинают примерять на себя профессии и к окончанию школы уже имеют некоторый образ (проект) своего будущего. Данная программа учитывает психофизиологические особенности возраста. У большинства детей в 7- 8 лет уровень развития голоса еще так незначителен, что он развивается по мере приобретения правильных вокальных навыков при легком негромком звуке, спокойном дыхании, четком слове с хорошо произнесенными гласными и согласными. Голосовой механизм маленьких детей очень эластичен и податлив. Чем раньше ребенку прививаются здоровые навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом. В основе рациональной работы над развитием музыкального слуха должно лежать воспитание с ранних лет ладового чувства. Поэтому все первые вокальные упражнения поются на тонических мажорных трезвучиях, начинающихся с различных устоев. Целенаправленное и своевременное воспитание музыкального слуха ведет к умению слышать в коллективе друг друга и следить за правильностью исполнения.
Приблизительно с 9-10 лет по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает все больше обретать микстовый характер. Голоса детей звучат с большей силой, обогащаются обертонами, увеличивается и диапазон. Эти ноты начинают отличаться от верхних и нижних нот.
Голосообразование у подростков 11-13 лет происходит в основном по типу смешанного регистра. Грудной регистр у детей по сравнению с взрослыми отличается меньшей наполненностью, звучит мягко, имеет «бархатистый» тембр, а ноты головного регистра носят ясно выраженный фальцетный характер. После 12 лет детский организм вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. В связи с этим возникают изменения и в голосовом аппарате. Происходит смена голоса - мутация, т. е. переход детского голоса во взрослый. Мутация протекает различно. Она в значительной степени зависит от развития психики, а также от общего состояния здоровья ребенка и от климатических условий. В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную, собственно мутационную и стадию завершения мутации, которые характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации выявляются: по изменениям в звучании голоса; по субъективным ощущениям поющих детей; при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии). Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации. Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявления отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но в период мутации, устанавливается строгий щадящий режим. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Таким образом, в развитии певческих голосов обучающихся ясно выражены три периода:
1. Домутационный: до 9 - 10 лет - период фальцетного звукообразования (1 - 3 класс); с 9 - 10 лет до мутации - период наиболее полного выявления всех возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (3 -5 класс).
2. Период мутации (6 - 8 класс).
3. Период возмужания взрослого голоса (9 -10 класс). Это после мутационный период, в который еще могут сохраняться остаточные явления мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты, неровность звучания на протяжении всего голоса и т. д.). Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее развитие взрослого голоса.
Объём и срок освоения программы.
При реализации программы учебного предмета «Основы эстрадного вокала» со сроком обучения 70 часов, продолжительность учебных занятий по 2 академических часа два раза в неделю. (4 часа)
Форма обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма занятий групповая. В соответствии с учебным планом группы могут формироваться из учащихся одного возраста, а так же из разных возрастных категорий (разновозрастные). По данной программе могут обучаться все желающие дети 7-17 лет, независимо от вокальных данных, но желающих получить и усвоить элементарные навыки эстрадного вокала.
Режим занятий.
Год обучения Общее количество часов Количество часов в неделю Количество занятий в неделю
1 70 4 2
Периодичность и продолжительность занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических (45 минут) часа с перерывом на отдых - 15 минут.
Уровень реализуемой программы.
Уровень реализуемой программы – стартовый.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - выявление, сохранение и развитие музыкально – творческих способностей детей, через освоение навыков эстрадного вокала и применение их в концертной деятельности.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки обучающихся;
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- обучить приёмам самостоятельной (солисты) и коллективной работы, самоконтроля;
- научить петь на опоре, правильно распределяя дыхание;
- научить петь в унисон и многоголосно;
- научить петь и импровизировать бэк – вокал;
- обучить основам нотной грамоты;
- научить работать с микрофоном;
- обучить правилам поведения на сцене;
- научит чисто интонировать;
- развить и расширить диапазон голоса;
- научить передавать художественный образ в исполняемой песне;
- научить импровизировать движения под песню;
- научить выступать перед публикой.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух;
- совершенствовать речевой аппарат;
- развить вокальный слух;
- развить певческое дыхание;
- развить преодоление мышечных зажимов;
- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
- развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
- расширить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
воспитать патриотизм;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель программы – сформировать стойкий интерес к занятиям эстрадным вокалом.
Задачи
Обучающие:
- обогащать музыкальные впечатления;
- способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры;
осознанного отношения к вокальному искусству и музыке в целом;
- формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения;
- познакомить с понятиями – вокал, певческая установка, дыхание, опора звука, певческая артикуляция, атака звука, звуковедение, динамика, дирижёрский жест, фонограмма, легато, стаккато, кантилена, маркато, кульминация, резонирование, аккомпанемент и караоке;
- формировать умение петь под фонограмму (-) и инструментальный аккомпанемент;
- формировать навыки выразительного пения.
Развивающие:
- развить интерес к вокальному искусству;
- развить слух;
- развить дикцию и чистое интонирование;
- развить умение петь протяжно, подвижно и согласовано;
- развить умение петь на опоре, используя различные виды атаки звука;
- способствовать формированию умения уверенно держаться на сцене.
Воспитательные:
- Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- Воспитывать волю, дисциплинированность, умение взаимодействовать с партнёрами;
- Воспитывать нравственные качества ребёнка.
Содержание учебного плана
1 Вводное занятие. «Виды вокала»
Теория: (Теория 1-го года обучения изложена в Приложении 1)
- Инструктаж по технике безопасности.
- Расписание занятий.
- Понятие «Вокал» - академический вокал, эстрадный вокал и народное пение. (Приложение 1.)
Практика:
- Прослушивание голосов (Исполнение отрывков из любимых песен, пропевание не сложных примеров под фортепиано.)
- Проверка чувства ритма (прохлопывание ритмических рисунков).
- Прослушивание образцов вокального творчества. Определение на слух манеры исполнения (эстрадная, народная, академическая).
2 Певческая установка. Дыхание. Опора звука.
Теория:
- Правила певческой установки.
- Виды дыхания (грудное, смешанное, брюшное, диафрагмальное, цепное).
- опора.
Практика:
- Упражнения на дыхание и опору звука.
3 Артикуляция.
Теория:
- Что такое артикуляция.
- Строение голосового аппарата
Практика:
– упражнения на формирование гласных;
– упражнения на согласные;
– гласные в сочетании с согласными
4 Атака звука.
Теория:
Понятие – Атака звука (твёрдая атака, мягкая атака, придыхательная атака).
Практика:
Упражнения для развития атаки звука:
1. Сказать очень "остренько" в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у. Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы укалываете этот звук иголочкой.
2. Сказать в "высокий купол", "уколоть" в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про "аромат цветка", "горячую картошку" (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.
3. Имитировать голос кукушки. Говорить "ку-ку" на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.
4. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в предыдущих упражнениях вам была удобной.
5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно, вторую staccato, но не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите дыхание. Темп медленный.
6. Пение песенного материала, соблюдая правильную атаку звука.
5 Звуковедение.
Теория:
Понятие – Звуковедение.
Виды звуковедения:
- кантилена;
- портаменто;
- маркато;
- стаккато.
Практика:
Упражнения на разные виды звуковедения -
- Легато
- Нон-легато
- Маркато
- Стаккато
Разучивание песен ко «Дню матери».
6 Динамика.
Теория:
Понятия – Динамика, Динамические оттенки.
Практика:
Упражненения на динамику.
Поэтапная работа над песнями :
- осмысление передаваемого образа, характера песни.
- определение наиболее ярких, эмоциональных мест в динамическом развитии вокального произведения.
- разбор по частям, периодам, куплетам, предложениям и фразам.
- выявление в них динамического и смыслового развития.
- пение вокальной партии произведения по фразам, по предложениям, только на гласных звуках, исключив произношение согласных. (Такая работа позволяет быстрее добиться кантилены.)
- пение с включением согласных, т. е. со словами, удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании гласных, т. е. сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко, без утрирования.
Выступление на «Дне матери».
7 Художественный образ.
Теория:
Понятия – Художественный образ, кульминация.
Практика:
Работа над тренировочным материалом:
- Разбор песен к Новому году;
- Главная эмоциональная кульминация;
- Внутрифразовая кульминация;
- Передача художественного образа в песне.
8 Дирижёрский жест.
Теория:
Понятия:
- Дирижёр;
- Дирижёрский жест.
Практика:
Работа над вокальными произведениями, ориентируясь на дирижёрский жест. Вокальная работа над новогодними песнями.
Для диагностики полученных знаний, умений и навыков, проводится:
- устный опрос или тестирование (в зависимости от возраста) по пройденным темам;
- выступление на Новогоднем концерте.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Сформированность внутренней позиции, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательному учреждению через интерес к музыкальным занятиям;
- Наличие эмоционально - ценностного отношения к музыкальному искусству;
- Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческих и вокальных способностей.
Метапредметные результаты.
- Способность понимать и принимать учебную цель и задачи,
в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- Накопление представлений о вокальном творчестве;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства;
- Готовиться к занятиям, внимательно слушать музыкальный материал и анализировать его;
- Умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предметные результаты.
- Накопление музыкальных впечатлений;
- Умение замечать выразительные средства музыкального произведения;
- Знание понятий – вокал, певческая установка, дыхание, опора звука, певческая артикуляция, атака звука, звуковедение, динамика, дирижёрский жест, фонограмма, легато, стаккато, кантилена, маркато, кульминация, резонирование, аккомпанемент, караоке;
- Способность различать звуки по высоте;
- Умение петь на опоре, вовремя брать дыхание;
- Умение петь протяжно, подвижно и согласованно;
- Умение петь под фонограмму (-) и под инструментальный аккомпанемент.