Приложение МААМ

Духовой оркестр в общеобразовательной школе

Сергей Думановский
Духовой оркестр в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Методика обучения игре на духовых инструментах в детском духовом оркестре.

Содержание

1. Первая задача музыкального руководителя.

2. Знакомство с музыкальным инструментом и рациональная постановка при игре на духовом инструменте.

3. Исполнительское дыхание.

4. Атакировка и её разновидность на инструменте.

5. Штрихи при игре на музыкальном инструменте.

б. Элементарная теория музыки.

7. Психологический настрой в оркестре.

8. Используемая литература.

Публикация «Духовой оркестр в общеобразовательной школе» размещена в разделах

Перед музыкальным руководителем духового оркестра стоит ответственная задача - научить детей любить музыку, дать простейшие музыкальные навыки. Музыка и общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции, дети играют с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Систематические занятия способствуют эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус.

Среди многих музыкальных инструментов, довольно широкой популярностью у современной молодёжи пользуются духовые инструменты. Благодаря своим богатым художественно-выразительным возможностям духовные инструменты в нашей школе получили широкое применение в оркестре.

Большую роль в успешном обучении игре на духовных инструментах, играет правильный подбор учащихся. Ребёнок должен иметь все необходимые музыкальные и физические данные. Обязательным условием является наличие музыкального слуха. Музыкальный слух - это способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в их смысл, осознавая их художественное значение, то есть ребёнок должен правильно спеть знакомую ему мелодию.

Физические данные включают в себя хорошее здоровье, а также наследственно приобретённые дефекты. Ребенок, перенесший туберкулёз не подходит для обучения игре на духовых инструментах. В духовом оркестре ему можно предложить ударные инструменты, также как и ребёнку, имеющему дефект губ (заячья губа, шрам верхней или нижней губы) и ребёнку, не имеющему передние зубы. В зависимости от прикуса, ребёнку индивидуально подбирают подходящий духовой инструмент. Если нижняя губа сильно выдвинута, то, будучи учеником, невозможно заниматься на мундштучно-тростниковых духовых инструментах, таких как кларнет, саксофон, фагот, гобой. Наиболее подходящими инструментами для детей с такими дефектами, являются мундштучно-воронкообразные духовые инструменты : альт, тенор, тромбон, баритон, валторна и бас, а также все ударные инструменты. Ребёнку с недостаточной длиной рук не рекомендуется заниматься на тромбоне, так как конструкция кулисного тромбона это не позволит. Многие методисты полагают, что дети, лишённые одного двух пальцев на левой руке не могут заниматься на духовых инструментах. Мне кажется, что это ошибочное предположение. Таким инструментам как труба, альт, тенор, баритон, бас, левая рука служит лишь опорой. Для валторны - опорой служит правая рука. Теперь, когда правильно подобраны кандидаты для обучения на духовых инструментах, и определён для каждого ученика индивидуальный инструмент, можно преступить к первым занятиям.

1. Знакомство ученика со своим музыкальным инструментом. Нужно

объяснить ученику, что собой представляет этот инструмент, и какую роль он играет в духовом или симфоническом, и даже в эстрадном оркестре-ансамбле, такие как труба, саксофон, тромбон и другие инструменты. 2. Немаловажную роль в начальных занятиях играет рациональная постановка при игре на музыкальных, духовых инструментах. Инструмент - труба - нужно держать перпендикулярно к корпусу играющего, не опуская его вниз и не поднимая его слишком высоко. Альт, тенор, баритон, бас - держать аналогичным способом, но параллельно корпусу играющего. Положение корпуса головы должно быть прямым, как при игре стоя, так и сидя. Локти рук должны быть слегка приподняты, чтобы при дыхании не стеснять грудную клетку. Для того чтобы инструмент в руках исполнителя был устойчив и имел опору, нужно взять его крепко, но, не сильно напрягаясь левой рукой. Играющий на малом или большом барабане, находится всегда в положении стоя, предварительно настроив подходящий размер ремней, державших барабан. Играющему в положении сидя, на духовых инструментах нельзя закладывать ногу за ногу, так как это приводит к плохой работе брюшного пресса и возможны заболевания пупковой железы.

К рациональной постановке также относится и положение мундштука (одна из основных деталей музыкального духового инструмента). Мундштук должен находится посередине рта, причём две трети на нижней, а треть на верхней губе. Однако, в зависимости от строения губ и зубов, в положении мундштука, возможно, некоторое отклонение. Есть учителя, которые имеют привычку менять у всех учеников постановку мундштука. Однако успех в применении этой системы мне приходилось видеть редко. Я знаю, что есть виртуозы, которые превосходно владеют инструментом, извлекая красивый звук, не смотря на то, что мундштук находится не посередине, а в углу рта. И всё-таки я хотел бы предостеречь от этой ошибки. Отклонение от правильной постановки мундштука оправдать, в крайнем случае, особенной формой рта

или нерегулярностью в строении зубов.

Однажды правильно поставленный мундштук не должен быть сдвинут ни при высоких, ни при низких звуках. Эти звуки достигаются посредством подвижности губ. Совершенно исключено исполнение пассажей, при которых играющий был бы вынужден изменять положение мундштука при переходе от высоких звуков к низким. При достижении высоких звуков губы подвергаются большому давлению, чем выше извлекаемый звук, тем больше напряжение. Ведь с увеличением напряжения губ колебания становятся быстрее, а звук по законам физики, выше. При низких звуках мундштук охватывается губами не слишком плотно, чтобы пропустить большое количество воздуха. Колебание менее напряжённых губ медленнее и поэтому получаем низкие звуки, в соответствии с величиной расстояния между губами.

Ошибочно сильно выставлять губы вперёд, как раз наоборот: нужно стараться не смыкать уголки губ. Но также нельзя играть на растянутых губах, вибрация губных волокон не полноценная и губы постоянно чувствуют сильное напряжение. Следовательно, губные мышцы быстро

устают, что способствует слабому амбушюру. Амбушюр - это совокупность губных и лицевых мышц, подготовленных к извлечению звука. При этом губы должны быть слегка собраны к центру и выдвинуты немного вперёд. Как говорилось выше, нельзя их растягивать. Углы губ плотно сжаты у глазных зубов (так называемых клыков). Критерий правильного амбушюра – «игра губных звуков», то есть таких звуков, которые извлекаются без инструмента и мундштука на одних губах. Они напоминают «базинговые» (Ьuzz-жужжать, гудеть) зудящие звуки, которые получаются при игре на одном мундштуке. Причём, если представить инструмент к губам после извлечения «губного звука», то звук на воронкообразном инструменте получается хриплый и не музыкальный. Смысл занятий заключается в том, чтобы увеличить губную щель и избавиться от хрипоты, оставаясь в позиции «губного звука». Это и будет правильная постановка.

Амбушюр в игре на инструменте имеет очень большое значение и

требует упорной работы по его развитию и укреплению. Амбушюр тесно связан с памятью и слухом. Память и слух определяют, подготавливают и контролируют амбушюр, для высоких звуков напрягая мышцы, для низких звуков ослабляя их. Никогда не следует давить мундштуком на губы. Давление мундштуком на губы также мешает их возможности вибрировать своими частями, находящимися в мундштуке, что ведё т к омертвлению звука: губы затвердевают и теряют эластичность. По этой же причине не следует держать долго мундштук на губах: его нужно снимать с губ как можно чаще, при каждом возможном случае. Заниматься с уставшим амбушюром нельзя.

Помимо рациональной постановки при игре на духовых инструментах, важную основную роль играет исполнительское дыхание. Дыхание как амбушюр, требует упорной систематической работы по развитию и укреплению.

Имеются три типа дыхания, принятых при игре на духовых инструментах : грудной или рёберный тип дыхания, употребляемый для коротких и сильных по звучанию фраз; диафрагматический или брюшной тип дыхания, употребляемый для длинных фраз певучего характера, требующий филирования звука; и смешанный или грудно-брюшной тип дыхания - наиболее полный и современный и совершенный тип дыхания, позволяющий не только набирать наибольшее количество воздуха, но и выдыхать его полно, сильно и эластично.

Качество звука тесно связано с процессом дыхания: чем плавней выдох, тем плавней звук; чем шире выдох, тем шире и бархатней звук. Упражняясь в дыхании, необходимо научиться, быстро вдыхать и медленно выдыхать.

выдыхать следует через нос и уголки рта. Вдох должен быть беззвучным. После того как, исполнитель приставил мундштук к губам, он открывает рот с двух сторон, располагая язык в задней части полости рта, и вбирает воздух в лёгкие. Нужно следить также за тем, что бы дыхание происходило в области всей груди, а не живота. Это и есть наиболее распространённый тип дыхания. Живот должен быть немного втянутым. Затем язык, упираясь в верхний ряд зубов, выдвигается вперёд так, чтобы вся полость рта была герметически закрыта. В тот момент, когда язык убирается назад, воздух проникает в инструмент, что приводит к нужному колебанию воздуха, которое необходимо для правильного извлечения звука. Живот при этом должен возвращаться в то исходное положение, которое соответствует сжиманию груди при выдыхании воздуха. Вдох и выдох не следует доводить до предельного конца. Как правило, нужно пользоваться полным вдохом. Слабый вдох, следовательно, частый, утомляемый дыхательные мышцы.

В процессе обучения необходимо вырабатывать умение определять длину музыкальной фразы, которая должна быть исполнена на одном дыхании. Длина - это не только необходимое условие извлечения звука, но в музыкальной выразительности.

Когда ученик имеет хоть малое представление о постановке, об амбушюре и дыхании, он может приступать к извлечению звука на инструменте.

Начало звука, тот или другой способ извлечения звука называется атакировкой или атакой. В игре на инструменте приняты три вида атакировки;

1. твёрдый или как его ещё называют прямой «удар языком» на слог «тy» - являющийся основным видом атакировки,

2. мягкий «удар языком» на слог «ду»;

3. вспомогательный «удар языком» на слог «ку» употребляемый вместе с твердым «ударом языка» при быстром исполнении триольного или дуольного стаккато.

Выражение «удар языка» следует понимать в переносном смысле, так как язык ни какого удара вперёд не делает, а наоборот, делает обратное движение, выполняя роль клапана, открывая глубокую щель струе воздуха. Струя воздуха, посланная в мундштук, приводит в вибрацию части губ, заключённые в мундштyке, и столб воздуха, заключённый в мундштуке, вызывая к жизни звук, качество которого зависит от: l) способа атакировки; 2) качества амбушюра; З) силы и полноты дыхания; 4) качества мундштука на инструменте.

В нашей школе мы пользуемся основным видом атакировки, так как на обучение мягкому и вспомогательному видам атаки, времени, как правило, не хватает, потому, что пребывание ребёнка в школе 1 - 3 года. Да и такими видами, пользуются в основном квалифицированные и профессиональные музыканты. Для обучения таким видам использования атаки уходит от четырёх и более лет.

Желательно попытаться с первых занятий добиваться культурного звука, хотя получается не сразу. Ученик на нужную ноту не попадает, и звук сопровождается шипом. Легче всего детям, обучающимся на трубе исполнять первые звуки в среднем регистре, а нижний регистр освоить сложнее, поэтому я предлагаю ученикам найти «трудную» ноту с помощью постепенного движения. Такой способ очень удобен и практичен. Первые несколько занятий лучше всего сосредоточиться на извлечении всего одного единственного звука, что поможет в дальнейшем с лёгкостью освоить и остальные звуки. Не обходимо, не забывать о параллельном изучении нотной грамоты и аппликатуре на своём инструменте. После того, как освоены основные звуки на инструменте, можно приступать к изучению гаммы. Когда каждый из двадцати учеников освоил гамму, можно приступать к коллективным занятиям оркестра. С этого момента, каждое занятие начинается с коллективного проигрывания гамм. Каждую ноту гаммы следует исполнять на одном выдохе. Это имеет большое значение для развития лёгких. Так же упражнения в гамах имеет целью развитие беглости в соединении с лёгкостью атакировки и ровностью выдоха. Следует помнить, что пальцы не должны напрягаться, они в полусогнутом состоянии должны находится на педалях, и во время действия не должны отрываться от них. Нужно хорошенько нажимать на педали или клапана (зависит от строении инструмента, чтобы звуки получались полные и отчётливые. Для большей координации атакировки с движением пальцев необходимо гаммы проигрывать так же в медленном темпе, добиваться чёткости и чистоты звука в переходах от ноты к ноте, и только после

освоения увеличивать темп. Дыхание должно быть полным: вдох короткий, а выдох свободный. Параллельно ученик осваивает аппликатуру на своём инструменте. На все эти занятия уходит примерно месяц времени, начиная от 30 минут до двух часов каждый день. Ученикам это сильно надоедает, так как это не легко, тем более, желательно за короткий срок освоить свой инструмент. Приходится делать в занятиях перерыв на 5 - 10 минут, во время которого они могут посмеяться и расслабиться, не вставая со своих мест. Параллельно я отвечаю на вопросы по теории музыки. Можно рассказать правдоподобные истории, связанные с музыкантами, да и из личной жизни тоже. Чтобы поддерживать интерес к духовой музыке, ученикам нужно прослушивать исполнение, какого либо оркестра на грамм-пластинках ауди-кассетах или цифровых носителях. Очень часто я играю на своём инструменте, и это может их больше заинтересовать, так как они слышат живую музыку.

Когда ученики добились более качественного звука и чёткой атакировки на своих инструментах, можно приступить к объяснению музыкальных штрихов. Музыкальный штрих - это способы извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте. Конечно штрихи в музыке это не то, что карандашный штрих.

Наиболее употребляемыми в практике игры на духовых инструментах являются следующие штрихи.

* Легато (legato) - плавное, певучее исполнение музыкальной фразы, не прерывая дыхания. Обозначается дугообразной чертой - лигой.

* Стаккато (staccato) - отрывистое исполнение звуков с короткими паузами. Обозначается словом staccato или точкой над (под) нотами.

* Деташе - исполнение каждой ноты отдельно.

Это основные штрихи, которые встречаются на всех инструментах мира. Есть свои специальные штрихи на духовых инструментах такие как: мортэле, портато, нон легато (nonlegato, фрулато и друтие. Многие, редко встречающиеся штрихи, длителъности нот, разновидность размеров, триоли, синкопы, мелизмы, дети осваивают в процессе изучения пьесы. В нашем оркестре используются основные штрихи. Для развития разных способов

извлечения, оркестр исполняет гаммы в данных штрихах. Наряду с ними динамика играет так же не маловажную роль.

Иногда ученик нежилая кропотливо добиваться красивого звука, пытается достичь его передуванием, форсированием звучания инструмента. В результате получается хриплый, не музыкальный звук. Громкость не ровняется полноте звука, исчезает его тембровая окраска. Кроме того, при передувании разрушается концентрация звука. Это лишает звука «летучести» и в результате приводит к узкому, хриплому звуку. Страдает интонация и такой звук будет «выпадать» из группы в оркестре. Вот почему ученик должен уделять большое внимание гаммам, построенным на длинных звуках.

Основные знания ученики получают в течение двух - трёх месяцев. После этого приступают к изучению оркестровых партий вузком диапазоне звучания. Одна из основных трудностей при изучении произведения – не натуральный строй инструментов, а также встречные знаки альтерации: диез; бемоль; бекар. Для того чтобы ученикам было легче разобрать произведение, я должен наигратъ каждому музыканту его партию. Чтобы

ученик быстро освоил мелодию и ритмический рисунок, я проигрываю партию вместе с ним.

Когда музыканты довольно хорошо ознакомились с произведением, можно приступать к соединению всех инструментов в один оркестр. Работая с оркестром нужно добиваться выразительности, динамики и ансамбля. Во время игры дирижёр должен уметь показывать нюансы динамики, паузы и т. п. От него очень сильно зависит исполнение оркестра.

Оркестр делится на группы голосов: 1) корнеты и трубы; 2) баритоны и теноры; 3) аккомпанемент - тенор II, альт I, II, басы и ударные инструменты. Для того чтобы добиться ансамбля в оркестре, приходится работать над этим в каждой группе отдельно. Такая практическая работа проводится над каждым произведением. Каждое новое музыкальное произведение следует брать сложнее, чем предыдущее.

За хорошие успехи в учёбе учеников нужно поощрять. В качестве поощрения выносим благодарности, почётные грамоты, посещаем спортивный зал. Это хорошо стимулирует работу учеников в оркестре. Выступая на концертах, ученики чувствуют волнение, что отражается на качестве исполнения. Для примера исполнения, я стараюсь сам выступать на концертах и играть в оркестре со своими учениками. Наблюдая за учителем, дети стараются подражать ему, что помогает им, избавится от комплексов на сцене.

В отличие от средних шкoл, в нашей школе детей сложней обучать игре на ведущих духовых инструментах, так как они в школе находятся не более трёх лет. Для решения этой проблемы с каждым годом, ученика играющего на «лёгком» инструменте (альт, тенор II, барабан, пересаживаю на более «сложные» ведущие инструменты (труба, баритон, тенор I).

В заключение хочу отметить, занятия музыкой очень помогают в духовном воспитании детей.

Используемая литература:

«Школа игры на трубе» - Арбан

«Первые шаги трубача» - Чумов

«Школа игры на корнете а-пистон и трубе» - Табаков

Некоторые элементы методики разработаны мною самостоятельно.

Публикации по теме:

Игра «Сифонический оркестр» Игра «Симфонический оркестр» Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами,.

Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном 1. Структура концертмейстерской деятельности. Особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность,.

Наш веселый оркестр «Дореми» (видеоотчет) В нашем детском саду знакомство с инструментами детского оркестра начинается совсем рано, сначала это специальные инструменты для самых.

Обучение общечеловеческим ценностям на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе «Дети любят, очень любят рисовать…»- слова этой детской песенки действительно верны! Когда дети приходят к нам в школу, они уверены, что.

Консультация «Оркестр — страна музыкальных инструментов» «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В. А. Сухомлинский Музыка издавна признавалась.

Оркестр своими руками для музыкального уголкаОркестр своими руками для музыкального уголка Оркестр своими руками. В этом году в подготовке праздника осени активное участие приняли родители. Одним из номеров концертной программы.

Проект «Детский оркестр» Профессиональный проект по теме: «Приобщение детей к истокам русского народного творчества через оркестр» Музыкальный руководитель.

Проект «Симфонический оркестр»Проект «Симфонический оркестр» ПРОЕКТ «Симфонический оркестр» Автор проекта Бурлюк Т. В. Вид: познавательно – творческий Участники: музыкальный руководитель, воспитатель,.

Родительское собрание кружка «Веселый оркестр» Родительское собрание Тема: «Наш «Веселый оркестр» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы вместе с вашими детками пригласили вас для.

Театрализованная постановка «Веселый оркестр»Театрализованная постановка «Веселый оркестр» Цель: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Задачи: Совершенствовать артистические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовой оркестр в общеобразовательной школе
Опубликовано: 31 января 2016 в 19:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовой оркестр в общеобразовательной школе» (включая файлы) размещена пользователем Сергей Думановский (УИ 406533) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД