Татьяна Борисовна Никитина
Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном
▼ Скачать + Заказать документы
1. Структура концертмейстерской деятельности.
Особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наиболее важное значение оно приобретает в музыкально-педагогических профессиях и среди них в профессии концертмейстера.
Публикация «Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Творческая деятельность концертмейстера включает две состав ляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на четыре этапа.
Первый этап – работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтения нотного текста произведения.
Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Успех аккомпаниатора будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.
Третий этап – работа с солистом — предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии и партнера, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении)
Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта партнеров, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.
Четвертый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.
Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения. Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертное выступление и служит по сути репетицией первого исполнения произведения целиком.
Концертное исполнение — итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель — совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Для того чтобы концерт прошел успешно, обязательными условиями становятся артистизм и интуитивная установка исполнителей, при этом концертмейстеру необходимо : мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать собственный фортепианный репертуар, включающий старинную, музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке разных эпох и стилей, пропагандировать свое искусство.
Концерт является одной из форм исполнительской практики. Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики аккомпаниатор сможет беспрепятственно осуществить свои художественные замыслы, а это в свою очередь даст возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.
2. Структура учебного процесса пианиста-концертмейстера.
Учебный процесс концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных. Особенностью учебного процесса является исполнительско-педагогическая направленность на формирование аккомпаниаторских навыков.
Работа концертмейстера включает :
1) самостоятельный разбор музыкального произведения;
2) выучивание (не наизусть) партии сопровождения;
3) работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;
4) определение концертмейстерских задач и выявление технических трудностей в аккомпанементе;
5) создание музыкально-художественного образа в ансамбле;
6) исполнительскую трактовку и публичный показ произведения.
Концертмейстеру необходимо :
владение подбором музыки по слуху;
чтение нотного текста с листа;
пение под собственный аккомпанемент;
транспонирование на тон или полтона вверх и вниз;
умение импровизировать.
Концертмейстёр должен не только овладеть основами техники аккомпанирования, но и приобрести умения внутреннего слышания произведения, а также познакомиться с различными образами музыкальной литературы. Лишь при наличии таких качеств, как творческое воображение, музыкальное восприятие, эстетический вкус, можно говорить о настоящем профессиональном уровне специалиста, его высокой культуре.
Эмоциональное восприятие музыки — важный момент в исполнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им, невозможно передать своё отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Анализируя сочинение, следует обращать внимание на единство поэтического текста и музыки, которое поможет постижению музыкальной формы.
В основе исполнительской деятельности педагога-музыканта лежат такие профессиональные качества, как свободное владение инструментом, уверенное чтение нотного текста с листа и транспонирование, умение импровизировать и подбирать по слуху, интуитивное чувство ансамбля и пение под собственный аккомпанемент. Отличие концертмейстерской деятельности от чисто исполнительской состоит в том, что первая предполагает сочетание аккомпанирования с наблюдением за солистом или коллективом; исполнение партии сопровождения — с пением вокальной партии или различных голосов хоровой партитуры и элементами дирижирования; транспонирование и чтение с листа — с творческим воображением и преобразованием фактуры аккомпанемента. Возможность эмоционально-образной интерпретации музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплотить всю драматургию музыкальной формы, стать создателем собственной трактовки исполняемого сочинения, и в этом аккомпаниатор выступает как соавтор композитора.
Специфика профессиональной деятельности педагога-концсртмейстера требует от него умения применять эти знания на практике в школе.
Концертмейстерская деятельность является базой для решения целого комплекса задач: специальных, образовательных и воспитательных. Она станет успешной при наличии определенных качеств, необходимых педагогу-концертмейстеру :
музыкально-педагогические способности;
интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
талант педагогического общения;
направленность концертмейстера на практическую реализацию аккомпаниаторских навыков;
применение знаний и умений в работе со школьниками;
интеллектуальная готовность к выполнению коммуникативных и организационных функций.
3. Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности.
Важнейшим видом практической деятельности музыканта является концертмейстерское исполнительство. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. Исполнительство дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных особенностях концертмейстера.
В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создает ассоциативные связи.
Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс, — это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представляемого. Применительно к деятельности концертмейстера, творческий процесс — это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом, художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте.
Творчество — это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Это активный поиск еще неизвестного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Элементы творчества находят место в любой человеческой деятельности.
По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. Профессиональные навыки, обобщенные понятия, эвристические методы и приемы, а главное, активное отношение к познавательной деятельности — взаимосвязь и развитие всех этих компонентов приводят к формированию сложного ансамбля, который лежит в основе принципа музыкально-творческой деятельности концертмейстера. Поэтому познавательную потребность можно рассматривать как одно из условий, необходимых для музыкального творчества.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к прогрессу, к совершенству. Именно это концертмейстерство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности будить в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех разнообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
Развитие концертмейстерских навыков и умений представляется важным условием для успешного музыкального творчества. Оно дает широкие возможности для проявления своего Я и способствует успеху в исполнительской деятельности. Следует отметить, что концертмейстерство — явление музыкально-творческой деятельности и вне ее рассматриваться не может.