МААМ-картинки

Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном

Татьяна Борисовна Никитина
Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном
▼ Скачать + Заказать документы

1. Структура концертмейстерской деятельности.

Особенностью концертмейстерской деятельности является ее реально существующая многомерность, предопределяющая необ­ходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством. Творческое начало присутствует в любом виде деятельности, в любой специальности. Однако наи­более важное значение оно приобретает в музыкально-педагоги­ческих профессиях и среди них в профессии концертмейстера.

Публикация «Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном» размещена в разделах

Творческая деятельность концертмейстера включает две состав­ ляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа.

Первый этап – работа над произведением в целом: созда­ние целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является со­здание музыкально-слуховых представлений при зрительном про­чтения нотного текста произведения.

Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента. Успех аккомпаниатора будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

Третий этап – работа с солистом — предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии и партнера, «отход» концертмейстера на второй план по отноше­нию к вокалисту (к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении)

Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слу­шать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта партнеров, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Четвертый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительско­го образа.

Основной целью является создание единого музыкально-худо­жественного образа на основе собственной трактовки произведе­ния. Именно этот последний рабочий этап определяет предвари­тельный настрой аккомпаниатора на концертное выступление и служит по сути репетицией первого исполнения произведения целиком.

Концертное исполнение — итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произ­ведением. Его главная цель — совместно с солистом раскрыть му­зыкально-художественный замысел произведения при высочай­шей культуре исполнения сочинения. Для того чтобы концерт прошел успешно, обязательными условиями становятся артис­тизм и интуитивная установка исполнителей, при этом концерт­мейстеру необходимо : мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельно­сти, обогащать собственный фортепианный репертуар, включаю­щий старинную, музыку и произведения современных композито­ров, разбираться в музыке разных эпох и стилей, пропагандировать свое искусство.

Концерт является одной из форм исполнительской практики. Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики аккомпаниатор смо­жет беспрепятственно осуществить свои художественные замыс­лы, а это в свою очередь даст возможность вокалисту или инстру­менталисту достигнуть нужной цели.

2. Структура учебного процесса пианиста-концертмейстера.

Учебный процесс концертмейстерского мастерства имеет структуру, основанную на взаимосвязи разнообразных представлений: музыкально-слуховых, двигательных, зрительных. Особенностью учебного процесса является исполнительско-педагогическая направленность на формирование аккомпаниаторских навыков.

Работа концертмейстера включает :

1) самостоятельный разбор музыкального произведения;

2) выучивание (не наизусть) партии сопровождения;

3) работу с вокалистом или инструменталистом над звуком и текстом;

4) определение концертмейстерских задач и выявление техни­ческих трудностей в аккомпанементе;

5) создание музыкально-художественного образа в ансамбле;

6) исполнительскую трактовку и публичный показ произве­дения.

Концертмейстеру необходимо :

владение подбором музыки по слуху;

чтение нотного текста с листа;

пение под собственный аккомпанемент;

транспонирование на тон или полтона вверх и вниз;

умение импровизировать.

Концертмейстёр должен не толь­ко овладеть основами техники аккомпанирования, но и приобре­сти умения внутреннего слышания произведения, а также позна­комиться с различными образами музыкальной литературы. Лишь при наличии таких качеств, как творческое воображение, музы­кальное восприятие, эстетический вкус, можно говорить о насто­ящем профессиональном уровне специалиста, его вы­сокой культуре.

Эмоциональное восприятие музыки — важный момент в ис­полнительском творчестве аккомпаниатора. Не обладая им, не­возможно передать своё отношение к музыкальному образу и выявить художественный замысел музыкального произведения. Ана­лизируя сочинение, следует обращать внимание на единство по­этического текста и музыки, которое поможет постижению музы­кальной формы.

В основе исполнительской деятельности педагога-музыканта лежат такие профессиональные качества, как свободное владение инструментом, уверенное чтение нотного текста с листа и транспонирование, умение импро­визировать и подбирать по слуху, интуитивное чувство ансамбля и пение под собственный аккомпанемент. Отличие концертмей­стерской деятельности от чисто исполнительской состоит в том, что первая предполагает сочетание аккомпанирования с наблю­дением за солистом или коллективом; исполнение партии сопро­вождения — с пением вокальной партии или различных голосов хоровой партитуры и элементами дирижирования; транспониро­вание и чтение с листа — с творческим воображением и преоб­разованием фактуры аккомпанемента. Возможность эмоциональ­но-образной интерпретации музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплотить всю драматургию му­зыкальной формы, стать создателем собственной трактовки ис­полняемого сочинения, и в этом аккомпаниатор выступает как соавтор композитора.

Специфика профессиональной деятельности педагога-концсртмейстера требует от него умения применять эти знания на прак­тике в школе.

Концертмейстерская деятельность является базой для решения целого комплекса задач: специальных, образовательных и воспи­тательных. Она станет успешной при наличии определенных ка­честв, необходимых педагогу-концертмейстеру :

музыкально-педагогические способности;

интерес к самообразованию и самосовершенствованию;

талант педагогического общения;

направленность концертмейстера на практическую реализацию аккомпаниаторских навыков;

применение знаний и умений в работе со школьниками;

интеллектуальная готовность к выполнению коммуникативных и организационных функций.

3. Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности.

Важнейшим видом практической деятельности музыканта яв­ляется концертмейстерское исполнительство. В нем наиболее ярко выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. Исполнительство дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных особенностях концертмейстера.

В основе исполнительской деятельности лежит принцип ин­терпретации музыкального произведения. Интерпретация макси­мально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создает ассоциативные связи.

Согласно данным психологии и искусствоведения, музыкально-творческий процесс в сфере искусства, как и всякий продуктивный процесс, — это движение от исходного познания через осмысление, поиск к художественному воплощению представля­емого. Применительно к деятельности концертмейстера, творче­ский процесс — это движение от замысла музыкального произве­дения к его воплощению. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в рас­крытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом, ху­дожественного образа произведения, заложенного в представле­нии и нотном тексте.

Творчество — это созидание, открытие нового, источник ма­териальных и духовных ценностей. Это активный поиск еще неиз­вестного, углубляющий наше познание, дающий человеку воз­можность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Элементы творчества находят место в любой человеческой деятельности.

По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. Профессиональные навыки, обобщенные понятия, эвристические методы и приемы, а главное, активное отношение к познавательной деятельности — взаимо­связь и развитие всех этих компонентов приводят к формирова­нию сложного ансамбля, который лежит в основе принципа му­зыкально-творческой деятельности концертмейстера. Поэтому по­знавательную потребность можно рассматривать как одно из ус­ловий, необходимых для музыкального творчества.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке — это всегда стрем­ление вперед, к прогрессу, к совершенству. Именно это концертмейстерство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной спо­собности будить в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, одно из первых мест среди всех разнообразных эле­ментов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Развитие концертмейстерских навыков и умений представляется важным условием для ус­пешного музыкального творчества. Оно дает широкие возможно­сти для проявления своего Я и способствует успеху в исполни­тельской деятельности. Следует отметить, что концертмейстерство — явление музыкально-творческой деятельности и вне ее рассматриваться не может.

Публикации по теме:

Развитие творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности Актуальность опыта развития творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Театр – один из самых демократичных и доступных.

Дидактическая игра с математическим уклоном в первой младшей группе Программное содержание: учить детей различать и называть птиц, совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя, развивать память, внимание,.

Конспект творческой деятельности детей и родителей «Арбузная долька»Конспект творческой деятельности детей и родителей «Арбузная долька» Конспект совместной творческо-познавательная деятельности детей и родителей. Составила: воспитатель МДОУ №6 города Кириши Столетова Наталия.

Конспект художественно — творческой деятельности «Новогодняя история» Конспект художественно - творческой деятельности: Рисование (печатание бросовым материалом)в подготовительной к школе группе. Новогодняя.

Организация творческой деятельности младших дошкольников по теме «Рыбы»Организация творческой деятельности младших дошкольников по теме «Рыбы» Зарегистрировалась на сайте я давно (помогла моя дочка, регулярно выходила на страницы пользователей, знакомилась с публикациями, кое-что.

Планирование работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально-творческой деятельности Младший дошкольный возраст На дорогах трудностей так много, Но их бояться нет у нас причин. Потому что Правила Движения Есть у пешеходов.

О моей творческой деятельности Предлагаю Вашему вниманию свой вариант презентации. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 1. Здравствуйте! Разрешите представиться - Колганова Светлана Борисовна.

Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях музыкально-развивающей среды ВВЕДЕНИЕ Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО выдвигает вопросы социальной значимости воспитания.

Условия для развития творческой деятельности педагогического коллектива ДОУ Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки. Творчество – высший.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном
Опубликовано: 6 октября 2015 в 12:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концертмейстерство как феномен музыкально-творческой деятельности в общеобразовательной школе с эстетическим уклоном» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Борисовна Никитина (УИ 374457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД