Ольга Чёрная
Обучение общечеловеческим ценностям на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети любят, очень любят рисовать…»- слова этой детской песенки действительно верны! Когда дети приходят к нам в школу, они уверены, что всё могут и всё умеют, ведь они ПЕРВОКЛАССНИКИ! Попав впервые в кабинет изобразительного искусства, их удивляет всё, что видят вокруг:
- А эти работы, правда, сделали дети сами? Из чего это сделано?
- Это очень трудно? А Вы нас тоже научите?
Вот этого вопроса при первой встрече с будущими учениками я жду с нетерпением!
Публикация «Обучение общечеловеческим ценностям на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Есть контакт! Я теперь для них человек, который знает и умеет больше, чем они. Мне удалось их заинтриговать! Я им интересна! Зажёгся тот маленький уголёк в душе моих юных учеников, который должен перерасти в огонёк творчества!
Как бы ни потушить его! Вот теперь требуется всё мастерство учителя, чтоб этот уголёк не тлел, а разгорался всё сильнее.
Через игру, через волшебство красок, фантазию и сказку мы начинаем познавать МИР ИСКУССТВА. Как работает художник? Чем рисует, а чем пишет? Как нарисовать ветер? А можно изобразить радость или грусть?
Есть три способа художественного освоения действительности – изобразительные, декоративные, и конструктивные. Осваивая их ступенька за ступенькой, от простого к сложному, мои ученики учатся познавать окружающий мир. Пропуская его через свои чувства, переживания, своё сознание, учатся отображать весь многогранный окружающий нас мир через зрительные образы.
Программа под руководством Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» наиболее подходит к деятельности нашей школы. Весь курс построен на развитие образного мышления. А развитие художественного мышления строится на единстве двух основ:
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, умении вглядываться в явления жизни и ФАНТАЗИИ, то есть способности выражать своё отношение к реальности.
В начальной школе я ввожу в урок игровую драматургию. Например, в разделе «Искусство в твоём доме» (3 класс) тема: «Твои игрушки». Этой теме посвящено два урока. На первом, мы с ребятами выясняем, как можно определить в доме, где находится детская комната? По каким признакам?
- По игрушкам! - кричат мне в ответ.
- Откуда игрушки попадают к нам в дом? - допытываюсь я.
- Их покупают! Дарят!
- А как в магазин попадают игрушки?
- Их привозят с завода! С фабрики!
- Кто изготавливает игрушку на фабрике?
- Рабочие! Мастера!
- А кто придумывает, какую игрушку надо изготовить?
В ответ- замешательство, затем робко:
- Директор? (нет). Начальник? (нет). Кто же?
- ХУДОЖНИК! Поиграем в фабрику игрушек?
- Да!
Игра началась. Я теперь, не учитель ИЗО, а ДИРЕКТОР фабрики игрушек. Мои третьеклассники – не ученики, а художники в мастерской фабрики.
- И так, господа художники, я как директор фабрики, заявляю: вы зарплату в этом месяце не получите!- следует шум и возмущения…
- А чем мы будем кормить своих детей?- слышу чей-то возмущённый голос.
- А в чём причина?- кто-то робко задаёт вопрос.
Оказывается, фабричные игрушки ни кто не покупает, склады затоварены. Денег на счету фабрики нет! Как же выходить из кризиса?
В ответ слышны много разных версий и среди них один: «Надо придумать такие игрушки, чтоб все дети захотели их купить!» ВЫХОД НАЙДЕН!
Мои художники сами себе поставили задачу и теперь решают её! Когда они показывают свои рисунки-эскизы «директору», то обязательно идё т целый комментарий: из чего она сделана, как она работает, поёт ли, как движется, взлетает…
Но «директор» очень опытный! Он останавливает фантазёров-художников. Можно нарисовать красивый эскиз- картинку, но не всегда из него выйдет интересная игрушка. На следующем уроке «директор» предлагает художникам превратиться в МАСТЕРОВ!
И вот (на втором уроке) у нас уже фабричный цех, ученики – МАСТЕРА! Они изготавливают свою игрушку (лепят из пластилина) по собственным эскизам.
Работа кипит! Я добилась творческой активности! А какие работы получились! Какие интересные фантазии - комментарии к ним! Молодцы! Фабрика будет жить!
Разные виды деятельности осваивают учащиеся на уроках ИЗО :
- изображения на плоскости (живопись, графика, граттаж, аппликация, коллаж, мозаику, витраж);
- объёмные работы (из пластилина на проволочном каркасе и без, папье-маше, бумажная пластика, с использованием природного материала);
- изготовление театральных кукол (работа с тканью и цветным картоном).
Игровой вид деятельности ребёнка- это основной способ выразить себя как личность. Игры развивают деятельность и творческие способности детей. Через игру ребёнок познаёт связи искусства с жизнью по «спирали» : от личности ребёнка через ближайшее его окружение (родные, дом, любимые игрушки, книги, вещи, через природу родного края и архитектуру своего города, до представления о роли искусства в человеческом обществе.
Учитель изобразительного искусства Чёрная Ольга Арсеновна
МБОУ «Школа №107» г. Ростов-на-Дону