Лидия Михайловна Козионова
Игра «Сифонический оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Симфонический оркестр»
Игра в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке. Также игра способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.
Варианты игры:
1. Воспитатель или родители показывают детям карточки с инструментами и зачитывают информацию о них.
Публикация «Игра „Сифонический оркестр“» размещена в разделах
2. Ведущий читает информацию, дети должны угадать о каком инструменте идет речь. Кто угадает, берет карточку с данным инструментом себе. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек.
3. Ведущий показывает нарисованный инструмент, а дети находят его в оркестре. Кто первый покажет правильно, берет карточку себе.
4. Ведущий показывает инструмент, дети стараются рассказать о нем. Выигрывает тот, кто скажет больше информации.
5. Ведущий называет деталь инструмента, а дети должны сказать какие инструменты обладают данной деталью.
6. Дети загадывают друг другу инструменты движениями, руками, показами.
Желаем вдохновения и успехов!
Приложение
Симфонический оркестр
Музыкальные инструменты любят проводить время в обществе друг друга. И самое большое представительное собрание музыкальных инструментов называется симфонический оркестр. Управляет оркестром дирижер, при помощи дирижерской палочки.
Струнно-смычковые инструменты.
В эту группу входят изящные аристократические инструменты разных размеров, сделанных из дерева, с натянутыми четырьмя струнами. Музыканты правой рукой водят смычком по струнам, а пальцами левой руки прижимают струны в разных местах.
1. Скрипка- пожалуй, главный инструмент оркестра с высоким, певучим, похожим на женский голос звуком. При игре ее кладут на плечо. В оркестре скрипки звучат по- разному: то нежно шепчут, то веселятся, то грустят.
2. Альт- инструмент, похожий на скрипку, но голосом ниже, гуще и размером побольше. Альты не обижаются, когда за внешнее сходство их принимают за скрипки, а голос- за виолончельный.
3. Виолончель- вдвое больше альта. Во время игры исполнитель держит ее между коленями, острым металлическим шпилем упирая в пол. Виолончель- прежде всего певучий, мелодичный инструмент. По теплоте, сердечности, силе чувств с «пением» виолончели может соперничать лишь низкий бархатный человеческий голос.
4. Контрабас- инструмент огромного, можно сказать, баскетбольного роста. Он самый большой и самый низкий по звучанию в скрипичном семействе. Голос контрабаса густой и суровый. На нем играют стоя или сидя на специальных высоких табуретах. В оркестрах контрабасы выполняют особое поручение- поддерживают глубокими басами всё звучание оркестра, как фундамент здание.
Деревянные духовые инструменты.
В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, фагот, кларнет) имеют вид небольших прямых трубочек с клапанами и отверстиями. Исполнитель вдувает в инструменты воздух и нажимает пальцами на клапаны.
5. Флейта- серебристая трубочка, которую при игре держат справа от себя. Голос у нее прозрачный, холодноватый, будто лесной ручеек. В оркестре флейта обычно рассказывает о нежных чувствах. Пение ее льется то ровно и спокойно, то рассыпается искрящимися водопадами.
6. Гобой- дудочка темного цвета с голосом островатым, носовым, немного похожим на утиный. В оркестре гобой способен на нежные чувства не хуже флейты и может звучать трогательно, ласково, порой жалобно и грустно.
7. Кларнет- как и гобой, темного цвета дудочка с клапанами, только чуть шире и длиннее. Его звук полный и округлый, отличается благородством. В голосе кларнета слышна теплая, светлая грусть и мечтательность. Но на низких тонах звук его темнеет, становится сумрачным и угрюмым.
8. Фагот- самый длинный инструмент своего семейства. Его держат перед собой вертикально, слегка наклонив вперед. У фагота низкий, чуть сдавленный хрипловатый голос. Главная задача его в оркестре- басить.
Медные духовые инструменты.
Это группа тотчас привлекает взгляд праздничным сверканием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты, напоминающие то рог, то гигантскую улитку.
9. Труба- блестящая длинная трубочка согнутая дважды. Голос у трубы решительный, сильный, яркий. Она любит ворваться в звучание оркестра звонким свежим возгласом. Но и никогда не откажется пропеть длинную певучую фразу.
10. Валторна- закрученная в кольцо труба, похожая на огромную улитку. Валторна- самый поэтичный инструмент в группе медных духовых. Ее полный благородства, бархатно мягкий звук способен передавать тонкие переживания.
11. Тромбон- большой изогнутый, блестящий металлический инструмент. Голос тромбона мужественный, суровый, сильный и пронзительный. Иногда решается пооткровенничать. А бывает, как медведь рявкнет зычным басом.
12. Туба- большой неповоротливый духовой инструмент, голосом и тучной комплекции похожий на слона. В оркестре туба очень редко подает свой тяжеловесный, глубокий мощный бас.
Ударные инструменты.
Эти инструменты украшают звучность оркестра, придавая ему блеск и яркость, упругость и динамичность. Их стихия- ритм.
13а. Литавры- медные котлы, обтянутые кожей. Играют на литаврах двумя мягкими колотушками. Литавры в оркестре то тревожно дрожат, то выбивают победный ритм, то поражают громоподобными раскатами.
13б. Тарелки- два тонких медных блестящих диска с ремешками для рук. Ударяя друг о друга, издают долгий, звенящий, яркий звук. В симфоническом оркестре порой можно встретить и арфу и рояль, и орган.
14. Арфа- изящный, похожий на крыло бабочки инструмент. Смотрится по-королевски: внизу сверкающие золотом педали, вверху на тонкой металлической колонне что-то вроде маленькой резной короны и тончайшая накидка из 46 струн. Голос у арфы не громкий, нежный, он журчит ручейком, убаюкивает и ласкает. Но может и засверкать, переливаясь как струи фонтана. На арфе играют, перебирая ее струны пальцами.