Галина Голубева
Художественное слово в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад №54 п. Михайловка
«Использование художественного слова
в
формировании экологической
культуры детей
во время подготовки и проведения прогулки»
Голубева Г. В.
Воспитатель
2018 год
Слайд 1. Приветствие
Слайд 2. Цитата
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.
Публикация «Художественное слово в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
Слайд 3.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природе.
Слайд 4. Цель
Цель моей работы – это воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника через художественное слово.
Слайд 5. Актуальность
В решении таких непростых задач помогает художественное слово. Через искусство слова дети познают, осмысливают и учатся понимать красоту родной природы.
Слайд 6. Методы экологического образования
В решении задач использую такие методы, как
Наглядные методы позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы уточняют представления детей, углубляют их путем установления связей между предметами и явлениями природы; позволяют упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их.
Слайд 7. Сейчас более подробно остановлюсь на использовании словесных методах работы с детьми.
Слайд 8.
Рассматривание иллюстраций
В беседах с детьми использую разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений. Детям очень нравится рассматривать иллюстрации и обсуждать их, а это, в свою очередь, способствует увеличению словаря детей и развитию у них связной речи
Слайд 9 Рассказ воспитателя
Постоянно в своей работе я использую рассказы. Одни рассказы расширяют знания об уже знакомых явлениях, животных, растениях; другие – для ознакомления с новыми явлениями, фактами. Рассказ обязательно сопровождаю иллюстративным материалом – фотографиями, картинами.
Слайд 10. Беседа с детьми
Беседа – это итог проведенной работы с детьми. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления. В беседе я задаю ряд вопросов, а дети отвечают. Это метод позволяет расширить уже имеющиеся знания.
Слайд 11. Чтение художественных произведений
Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту.
Для чтения использую произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки и М. М. Пришвина. Чарушин большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно.
Книги В. Бианки учат детей научному видению природы, помогают в занимательной форме раскрыть сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений. В сказке В. Бианки «Сова» доступно представлены взаимосвязь человека с природой, цепи питания в экосистеме.
Слайд 12.
Чтение, заучивание стихов
Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, С. Есенина. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти.
Слайд 13.
Загадки
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка.
Использую загадки-описание, загадки-вопросы, загадки-задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер.
Слайд 14.
Потешки, скороговорки
Потешки чаще использую в пальчиковой гимнастике.
Еще один вид малых форм фольклора – скороговорки. Они способствуют улучшению артикуляции, выработке хорошей дикции.
Слайд 15.
Мини-библиотека
В группе организовала мини-библиотеку, в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, литература известных детских писателей-природоведов. Детская литература поможет закрепить у детей те знания, которые они не могли увидеть сами в природе. В свободное время дети самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах.
Слайд 16. Дидактические игры
В своей работе провожу дидактические, словесные игры. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Слайд 17. Подвижные игры с текстом
Особое удовольствие доставляют детям подвижные игры. И даже такой вид деятельности не обходится без художественного слова.
Слайд 18 Игры проводятся под чтение стихов, потешек, попевок.
Слайд 19. Прогулка, экскурсия
В работе с детьми художественное слово я активно использую на прогулке, на экскурсиях, во время наблюдений за окружающим миром, за объектами природы. На прогулке во время наблюдения за деревьями зимой невольно вспоминаешь строки из стихов С. Есенина «Белая береза».
На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки».
Слайд 20. Наблюдения, труд в природе
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления наблюдения сопровождаются стихи, потешками, рассказами.
Слайд 21. Наблюдения
Перед наблюдением использую предварительную беседу. Рассказ или сказку о природе можно прочитать детям и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение.
Слайд 22. Папки-передвижки
Для воспитания экологической культуры у дошкольников необходимо сотрудничество и тесное взаимодействие детского сада с семьей, так как для ребёнка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека.
Для привлечения родителей к участию экологического воспитания детей использую папки-передвижки с различными темами «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой», «Что и как читаем детям о природе».
Слайд 23. Консультации для родителей
При взаимодействии с родителями, стараюсь привлечь их внимание к красоте художественного слова в экологическом воспитании детей.
Слайд 24. Заключение
Таким образом, мой опыт работы подтверждает, что в экологическом образовании детей художественное слово имеет немаловажное значение, если пользоваться им умело, к месту и вовремя. Весь аромат окружающей красоты вдыхается ребенком и оставляет след на всю жизнь, а любование красотой родной природы в дальнейшем перерастает в любовь к родным местам, к родному дому, Родине, в желание оберегать и сохранять ее неповторимую красоту.
Слайд 25. Спасибо за внимание