Омарова Лейла
Духовно-нравственное воспитание в ДОУ средствами культуры и искусства своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Левашинский детский сад №1 «Солнышко»
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ
СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
СВОЕГО НАРОДА
Подготовила муз. Руководитель :
ОМАРОВА Л,Х
с. Леваши 2019
Люблю тебя я всей душой,
О, Дагестан, мой край родной!
Не нужно мне заморских стран
Ты так прекрасен, Дагестан!
(Р. Гамзатов).
Дагестан - это страна гор, мерилом человеческого достоинства считались мужество и честь. Повиновение родителям и почтение к старшим- это, закон гор.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ средствами культуры и искусства своего народа» размещена в разделах
Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры страны гор.
Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, мы- подрастающее поколение, должны продолжить эти традиции, развивать и сохранять духовно-нравственные качества.
Знания наследия,сохранение исторической памяти, любовь к родному краю к родной культуре и родной речи. Развивать культурное наследие и воспитывать бережное отношение необходимо с малых лет, так как детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь.
Это формирует фундамент- нравственности и патриотизма.
Старые обычаи, традиции, пословицы, поговорки, народный фольклор имеет высоконравственные наставления – быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, аул, край, а значит и всю Родину.
Надеюсь, что сохранившиеся и дошедшие до наших времен народная мудрость, традиции, обычаи, обряды и горский намус послужат высокому нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Большинство народных праздников - это трудовые торжества, т. е. в честь труда, украшающего, обогащающего жизнь людей. Любовь к труду – замечательная народная традиция. К труду дети в селении приучены с малых лет. Принимают участие в работе во время сбора урожая, посадки деревьев и т. д.
Главным во все времена был праздник «Первой борозды» («ХЬУБАХ!РУМИ», символизирующий начало весенних полевых работ.
В зал забегает с шумом и музыкой пешавар (ряженый).
Пешавар: Ассаламу алейкум! С праздником!
Дети: Ваалейкум ассалам!
Пешавар, оставайся с нами, будь гостем на нашем празднике.
СЛАЙД №1
Этот праздничный обряд является массовым, радостным, народным праздником. И принимает участие в подготовке все село. Женщины пекут бублики (гор, хлеб В день праздника все сельчане отправляются в поле. Все жители села собирались на краю села к месту традиционной запашки. По пути исполнялась песня
«Песня МУБАРАКДИРУЛРАЯ»
До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь («кузал»).
По старой традиции первую борозду должен сделать самый умелый пахарь. Он одет как в старину в овчинную шубу навыворот горскую папаху.
А это означает, что урожай должен быть таким же густым, как шуба,
на плечах у него хурджины с зерном для посева. Взяв в руки зерно, он читает молитву. (ДУА)
ВИДИО –СЛАЙД № 2
После этого делает одну – две борозды.
Чвахайги ролъ
Ракь г1адин,
Бач1ин гьарзалъайги,
Т1орщел г1емерлъайги.
Байги чвахун ц1ад,
Чабхида хур бижизе.
Байги Аллагь, чваххун цIад,
Чарал гурдал риччизе
Чваххайги, Аллагь, гонгал,
Гьалида мочо базе…
Велг1ули вамсурси адамла
Анкьира баракатла бирар,
Урк1ира сахаватли бирар.
Гьели делг1еная!
Гьели делг1еная,адамти,
Гьели делг1еная!
Г1янжили темдик1кли.
Берх1или гьигьдик1ули.
Бег1 гьалабси гьаршкаадли.
Х1ебдак1иб дуц1дикули.
Пусть будет земля плодородна, красива,
Мы честным трудом превратим ее в сад,
Чтоб в каждом селении сады расцветали,
Чтоб в каждом колхозе деревья цвели,
Чтоб свежие ветры повсюду несли
Дыханье садов Дагестанской земли.
Бодро весело лошадка.
Выступает впереди.
А у пахаря-то сердце.
Так и прыгает в груди.
Песня «АССАЛАМУГ!ЯЛАЙКУМ»
ВИДИО-СЛАЙД №3
В этот день на место сбора из всех домов несли хлеб, мясо, кувшины с бузой кашу из семи злаков.
Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром, рога обвязывали красной ленточкой (красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза, а также вешали на рога ритуальный хлеб барта (После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу «свадьбу пашни».
Мы танцуем и поем,
Хлопаем в ладоши,
И ничуть не устаем,
С музыкой хорошей.
Танец «АКУШИНКА»
Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои баранов, собак.
(СЛАЙД) скачки
А еще устраивали игры- соревнования как перетягивание каната и сейчас наши смелые джигиты нам продемонстрируют свою ловкость.
(СЛАЙД) перетягивание каната
Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости
должны были придать земле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум, который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.
После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.
Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.
Праздники - неизменные спутники народной жизни. Все в жизни меняется, а праздник остается.
Танец «РАШИДАТ»
Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.