Таня Бронзова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Свою работу по данной теме мы построили через реализацию проектов по четырем направлениям: семья, детский сад, природа края, родной поселок.
Мир ребенка начинается с его семьи, с отношения к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Важным моментом в духовно–нравственном воспитании является возрождение семейных традиций. С этой целью был разработан и проведен проект «Семейный альбом». В рамках проекта с детьми проводились беседы на темы: «Обычаи и традиции наших предков», «Бабушкина рассказы», творческое рассказывание: «Наша дружная семья», «Мир семейных увлечений», «Выходной день в моей семье», проводились занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители»; создан «Семейный альбом», проведен конкурс «Генеалогическое древо нашей семьи», выставки рисунков и многое другое.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, детского коллектива, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Поэтому очень важно создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа не только родного дома, но и детского сада. В связи с этим нами был реализован проект «Мой любимый детский сад».
Дети по природе своей открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду. Проекты «Любимое дерево», «Первый весенний цветок» расширяют представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему поселку. История поселка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего поселка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за наш родной поселок, познакомить детей с его достопримечательностями, со знаменитыми людьми жившими в поселке. Воспитывая у детей любовь к своему поселку, подвести детей к пониманию, что наш поселок Уста– частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех; везде соблюдают традиции : Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие национальные и общественные праздники. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Для этого мы проводим сезонные музыкально-игровые праздники: осенью — «Осенины», «Посиделки»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом - «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги знакомят детей с народными промыслами, вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов народного искусства. Дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия, о культовых сооружениях (соборах, церквях, их внешнем виде и украшениях. Также важно знакомство детей с народным костюмом, предметами быта. Для этого мы создаем игровую среду в группах: это и «Центры патриотического воспитания», «Центр книги», «Центр театра и ряженья». Где собраны картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр. Оформляются выставки, содержащие предметы старины (ухват, чугуны, туеса, самовар и др.).
Почти все музыкальные занятия включают в себя хороводные игры, элементы фольклора, использование народных инструментов. На физкультурных занятиях разучиваются народные игры, которые способствуют воспитанию мыслительной активности, физическому развитию детей.
Данная работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводили с ними короткие беседы, консультации, мастер - классы. Также разъясняли, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Родители с большим интересом принимают участие в проведении народных праздников и развлечений, участвуют в конкурсах и выставках.
Считаем, что работа по данному направлению, позволяет сформировать у детей стойкий интерес к истокам русской народной культуры. Эмоционально-личностная сфера дошкольника приобретает опыт в восприятии новых впечатлений. При духовно-нравственном воспитании детей развиваются и совершенствуются их патриотические чувства, уважение к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, формируется бережное отношение к окружающему миру. Литература: 1. Зацепина,М. Б., Народные праздники в детском саду: для работы с детьми 5-7 лет: Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей / Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В. ; под ред. Комаровой, Т. С. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 152 с.
2. Куприна, Н. Г., Народная педагогика в современном дошкольном воспитании : учебное пособие / Куприна, Н. Г., - М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 128 с.
3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Авт. -сост. Антонова, А. В. [и др. ]; под общ. ред. Комаровой, Т. С., Гербовой, В. В. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 400 с.
4. Петрова, В. И., Нравственное воспитание в детском саду : Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Петрова, В. И., Стульник, Т. Д. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с.