Оксана Стенькина
Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по причине того, что в наше время отклонения становятся, к сожалению, нормой.
Не случайно, что 3 задачи из 9, т. е. 3-я часть, ФГОС ДО касаются вопросов физического и духовно-нравственного воспитания дошкольников :
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры» размещена в разделах
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Понятно, что детский сад не решит полностью этой проблемы, но если есть возможность хотя бы немного улучшить сложившуюся ситуацию, я думаю, стоит попытаться.
Воспитание духовности, любви и гордости за свою страну с ее богатым наследием, сознание своей принадлежности к этому наследию, формирование у детей (прежде всего у мальчиков) понятий о защите своей Родины, своих близких, знакомство с «кодексом благородства и чести настоящих мужчин» - именно эти цели я преследую, включая духовно-нравственное воспитание в свою работу.
В связи с вышесказанным, работа по духовно-нравственному воспитанию детей ведется мной с использованием следующих методов и приемов:
• Обращение к русскому фольклору (введение в праздники героев русских народных сказок, инсценировки с использованием русского устного народного творчества, внедрение русских народных игр, построение сюжета занятий, праздников по мотивам русских народных сказок, активно включаю считалки и т. д.);
• Гендерное воспитание дошкольников (мальчикам даются более сложные, тяжелые задания, например, помочь убрать скамейки, силовые упражнения и т. п);
• Использование музыкальных сказок духовно-нравственного содержания с последующей беседой и выводами: что хорошо и что плохо.
• Внедрение Олимпийского образования дошкольников посредством знакомства с олимпийскими идеалами, принципами, с достижениями спортсменов, с историями их успеха и т. д.
Все эти методы и приемы нашли воплощение в праздниках и досугах как фольклорного, так и спортивного содержания («Не перевелись еще богатыри на земле Русской!», «Святочные состязания», «Спасем Иванушку!» (по сказке «Гуси-лебеди», «Кот, Петух и Лиса», «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Будем в армии служить!», «Путешествие в Олимпию», «Олимпийский калейдоскоп», «Мы – будущие олимпийцы!» и т. п.)
В целом такая деятельность развивает способности детей к сопереживанию, более глубокому осмыслению своих поступков и поступков окружающих, развитию патриотизма, мотивирует к самосовершенствованию. Результатом такой работы стало более доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим, снизилось количество агрессивных проявлений в поведении детей, отмечается повышение интереса детей к физкультуре как способу самосовершенствования.
Работа с родителями в рамках духовно-нравственного воспитания детей, имеет целью формирование более тесной привязанности детей и взрослых, воспитание заботливого отношения друг к другу, развитие у родителей потребности больше узнать о способах духовно-нравственного воспитания, о возможностях народной педагогики, а также помочь некоторым родителям самим встать на путь здорового образа жизни, задуматься о возможностях воспитания детей в процессе совместных занятий физкультурой, о месте физкультуры и ЗОЖ в их семье.
В этой связи, я регулярно знакомлю родителей с различными злободневными проблемами воспитания детей «Личный пример – лучший способ воспитания!», «Семейный досуг», «Есть ли место физкультуре в нашем доме?», «Как встать на путь ЗОЖ?» и др.
Формы работы как традиционные: консультации по различным вопросам духовно-нравственного воспитания, информация в уголках для родителей, устные журналы, анкетирование, привлечение родителей к участиям в праздниках.
Результатом этой работы я считаю активный отклик родителей на участие различных мероприятиях как в рамках детского сада, так и городского масштаба, их помощь в подготовке этих мероприятий, некоторые продолжают самостоятельно изучать темы, начатые в детском саду.
Работе с педагогами по данной проблеме я отвожу достаточно большое место, так как наличие этой работы просто необходимо для достижения наилучших результатов. Целью данной работы является просвещение педагогов о возможностях организации духовно-нравственного воспитания в средствами физкультуры и ЗОЖ. Кроме того, для подготовки и проведения различных мероприятий данного направления важна поддержка и помощь воспитателей групп, т. е. организация родителей для посещения консультации на ту или иную тему, предварительная работа с детьми при подготовке к праздникам и досугам (разучивают необходимый словесный материал, готовят атрибуты т. д.).
Формы работы с воспитателями, в основном, традиционны, поскольку, я считаю, что главное, чтобы воспитатель смог донести необходимую информацию до детей и родителей. Для этого использую, в основном индивидуальные и групповые консультации с педагогами по подбору необходимого материала для организации и проведения игр, забав, досугов. Однако большим успехом пользуются выставки и конкурсы.
Подводя итог, хочется отметить, что физкультура – это не только физическое развитие, но, может быть даже в большей степени, и духовно-нравственное самосовершенствование. А. П. Чехов сказал: ««В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли!». К этому перечню я бы добавила еще «и тело!». Физкультура для совершенствования всего этого – самое подходящее средство.