Степанова Марина Александровна
Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора
Степанова Марина Александровна
Музыкальный фольклор как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников
На сегодняшний день Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложившаяся в современном обществе социально- психологическая ситуация характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие девальвации духовно-нравственных ценностей в период социально-экономической и социально-культурной перестройки в стране.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора» размещена в разделах
«Потерянное поколение 90-х» - современные родители дошкольников и школьников – имеет другие представления о добре и зле, справедливости, гражданственности и любви к Родине, товариществе и дружбе, нежели их родители. Опасность такого положения в том, что поколения перестают понимать друг друга, дети оказываются без поддержки родителей в формировании мировоззрения и нормальной социализации. В процессе воспитания нарушается историческая преемственность поколений: дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, т. к. ценности последних «неэффективны» в современном мире. Находясь в новом контексте культуры, российский народ сейчас переживает весьма противоречивый процесс перехода на новую мораль, к новому мировоззрению. Новые нравственные устои общества еще не сформировались. Тем не менее, известно, что общество, утратившее веками сложившиеся духовно-нравственные устои, рискует потерять свою духовную целостность, целостность нации, и, как следствие, целостность страны, государства.
Наше государство проявляет заботу о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения. Например, в образовательные стандарты общего образования введена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Системе образования признается государством ведущим субъектом воспитания. Особая роль в этом принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, т. к. на этой ступени образования в личность ребенка закладываются основы миропонимания, в частности, основы представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном во всем, что нас окружает. Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала становления его характера. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевать средством человеческого общения и важнейшей духовной ценностью – речью. Именно на этом этапе важно правильно определить содержание и средства образования, источники ценностей, прививаемых ребенку.
Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Не случайно образовательные программы многих детских садов активно опираются на него в целях воспитания. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представление о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самим приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр устного народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было», «как есть» и «как нужно» поступать в определённых случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В ДОУ используется в основном детский фольклор - это произведения, которые созданы взрослыми для детей, а также произведения, созданные самими детьми, или перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Детский фольклор - обширная область народного поэтического творчеств. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Всё это прекрасный материал для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3) года, когда оторванность от родной мамы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребёнка настоящим стрессом.
Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Есть потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши, улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей групп используются другие фольклорные жанры – веснянки, заклички, колядки игровые песни - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора и учит жить в согласии с природой и людьми. Так, заклички представляют собой обращение к явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны, учат бережно относиться к природе в целом и человеческому труду.
Пословицы и поговорки. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Особенно привлекает детей народная музыка. В силу своей природной эмоциональности, дети очень чутки и отзывчивы к народной музыке. Детская народная песня не сравнима с современной песней по близости эмоциональной природе ребенка и доступности пониманию. Поэтому дети с большим желанием принимают ее, поют, пляшут, играют ее и под нее. Особое место среди жанров народной песни занимает колыбельная. Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Когда мама поет колыбельную, ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир - мир люби, добра, всеобщего согласия. И это добро он старается потом передать, сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
Главная педагогическая функция детской народной песни – эстетическое воспитание, т. к. все народные песни прекрасны по своей мелодике, а детские песни, при всей их «детскости», забавности, доступно, образно раскрывают перед ребенком масштабные смыслы бытия, мир чувств и эмоций, дают примеры человеческих отношений. Обрядовые песни вводят детей во взрослый мир, знакомят с его правилами, воспитывают в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Игровые песни дети поют, играя и имитируя календарные и семейные обряды. В игровых песнях может предполагаться состязание силой, ловкостью, выносливостью, развитие чувства сопричастности к коллективу («Воротики», Ручеек»,» Молчанка», Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т. д.
Все выше перечисленные фольклорные жанры являются основными на занятиях с детьми в детском саду. Цель их - формирование духовно-нравственных ценностей, лучших качеств личности дошкольников, таких, как доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.
На родительских собраниях мы рекомендуем родителям оформить домашнюю фонотеку с народными песнями, прибаутками, потешками и т. д. для совместного прослушивания и разучивания с детьми. Ко сну петь колыбельные песни своим детям и побуждать их петь колыбельные своим игрушкам в игре. При пении колыбельных главное – доброта, ласка, спокойствие. В колыбельной можно изменять текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Примеры нескольких колыбельных песен для использования в воспитательном процессе.
Колыбельные песни
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Они сели на ворота
Ворота-то скрип, скрип!
А Коленька спит, спит.
Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни
До утренней зари,
До свежей росы.
Спи, спи, мое дитятко.
Спи, спи, мое сердечко!
Уж ты вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить!
А баиньки, баиньки,
Купим сыну валенки.
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет мой сынок ходить,
Новы валенки носить.
Список литературы
Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский. центр «Академия», 1999. - 168 с.
2. doshkolnik.ru›folklor/9428-folklor.html
3.https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/muzykalnyy-folklor-kak-sredstvo-nravstvenno-esteticheskogo-vospitaniya-detey-681489