МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора

Степанова Марина Александровна
Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Степанова Марина Александровна

Музыкальный фольклор как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников

На сегодняшний день Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложившаяся в современном обществе социально- психологическая ситуация характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие девальвации духовно-нравственных ценностей в период социально-экономической и социально-культурной перестройки в стране.

Темочки:

«Потерянное поколение 90-х» - современные родители дошкольников и школьников – имеет другие представления о добре и зле, справедливости, гражданственности и любви к Родине, товариществе и дружбе, нежели их родители. Опасность такого положения в том, что поколения перестают понимать друг друга, дети оказываются без поддержки родителей в формировании мировоззрения и нормальной социализации. В процессе воспитания нарушается историческая преемственность поколений: дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, т. к. ценности последних «неэффективны» в современном мире. Находясь в новом контексте культуры, российский народ сейчас переживает весьма противоречивый процесс перехода на новую мораль, к новому мировоззрению. Новые нравственные устои общества еще не сформировались. Тем не менее, известно, что общество, утратившее веками сложившиеся духовно-нравственные устои, рискует потерять свою духовную целостность, целостность нации, и, как следствие, целостность страны, государства.

Наше государство проявляет заботу о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения. Например, в образовательные стандарты общего образования введена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Системе образования признается государством ведущим субъектом воспитания. Особая роль в этом принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, т. к. на этой ступени образования в личность ребенка закладываются основы миропонимания, в частности, основы представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном во всем, что нас окружает. Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала становления его характера. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевать средством человеческого общения и важнейшей духовной ценностью – речью. Именно на этом этапе важно правильно определить содержание и средства образования, источники ценностей, прививаемых ребенку.

Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Не случайно образовательные программы многих детских садов активно опираются на него в целях воспитания. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представление о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самим приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр устного народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было», «как есть» и «как нужно» поступать в определённых случаях.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В ДОУ используется в основном детский фольклор - это произведения, которые созданы взрослыми для детей, а также произведения, созданные самими детьми, или перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.

Детский фольклор - обширная область народного поэтического творчеств. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Всё это прекрасный материал для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3) года, когда оторванность от родной мамы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребёнка настоящим стрессом.

Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Есть потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши, улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.

Эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

В работе с детьми средней, старшей групп используются другие фольклорные жанры – веснянки, заклички, колядки игровые песни - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора и учит жить в согласии с природой и людьми. Так, заклички представляют собой обращение к явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны, учат бережно относиться к природе в целом и человеческому труду.

Пословицы и поговорки. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.

Особенно привлекает детей народная музыка. В силу своей природной эмоциональности, дети очень чутки и отзывчивы к народной музыке. Детская народная песня не сравнима с современной песней по близости эмоциональной природе ребенка и доступности пониманию. Поэтому дети с большим желанием принимают ее, поют, пляшут, играют ее и под нее. Особое место среди жанров народной песни занимает колыбельная. Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Когда мама поет колыбельную, ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир - мир люби, добра, всеобщего согласия. И это добро он старается потом передать, сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.

Главная педагогическая функция детской народной песни – эстетическое воспитание, т. к. все народные песни прекрасны по своей мелодике, а детские песни, при всей их «детскости», забавности, доступно, образно раскрывают перед ребенком масштабные смыслы бытия, мир чувств и эмоций, дают примеры человеческих отношений. Обрядовые песни вводят детей во взрослый мир, знакомят с его правилами, воспитывают в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Игровые песни дети поют, играя и имитируя календарные и семейные обряды. В игровых песнях может предполагаться состязание силой, ловкостью, выносливостью, развитие чувства сопричастности к коллективу («Воротики», Ручеек»,» Молчанка», Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т. д.

Все выше перечисленные фольклорные жанры являются основными на занятиях с детьми в детском саду. Цель их - формирование духовно-нравственных ценностей, лучших качеств личности дошкольников, таких, как доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.

На родительских собраниях мы рекомендуем родителям оформить домашнюю фонотеку с народными песнями, прибаутками, потешками и т. д. для совместного прослушивания и разучивания с детьми. Ко сну петь колыбельные песни своим детям и побуждать их петь колыбельные своим игрушкам в игре. При пении колыбельных главное – доброта, ласка, спокойствие. В колыбельной можно изменять текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Примеры нескольких колыбельных песен для использования в воспитательном процессе.

Колыбельные песни

А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота

Ворота-то скрип, скрип!

А Коленька спит, спит.

Люшеньки-люли,

Спи, дитя, усни

До утренней зари,

До свежей росы.

Спи, спи, мое дитятко.

Спи, спи, мое сердечко!

Уж ты вырастешь большой,

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить!

А баиньки, баиньки,

Купим сыну валенки.

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет мой сынок ходить,

Новы валенки носить.

Список литературы

Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский. центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. doshkolnik.ru›folklor/9428-folklor.html

3.https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/muzykalnyy-folklor-kak-sredstvo-nravstvenno-esteticheskogo-vospitaniya-detey-681489

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора
Опубликовано: 18 мая 2021 в 07:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Степанова Марина Александровна (УИ 1580752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД