Олеся Ефремова
Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
Актуальность мини-музея :
В наши дни, дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей истокам русской народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определенная работа: были оформлены уголки народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками, проводились игры-занятия. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий создания обстановки, которая средствами наглядности и образности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Поэтому мы организовали мини-музей «Бабушкин сундучок», где размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русском народном фольклоре.
Я считаю необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Основной моей задачей было - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Важная особенность музейного уголка - участие в их создании детей и родителей.
В нашем ДОУ стало давней традицией отмечать народные календарные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица». Но этого недостаточно, нельзя познакомить детей с традициями и обычаями русского народа только показав, как отмечали на Руси праздники, необходимо рассказать о повседневной жизни русского народа, познакомить с бытом наших предков.
Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду был создан музейный уголок «Бабушкин сундучок», в котором находятся различные старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в музейном уголке не только можно, но и нужно! Здесь экспозиции меняются редко. Музейный уголок больше мини-музея, занимает часть комнаты и предназначен для собирания, хранения, изучения, экспонирования памятников русской народной культуры. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
В результате реализации музея предполагается, что созданная система работы поможет приобщить к традициям русского народа не только наших воспитанников, но и их родителей. Будет способствовать развитию детской инициативы, творчества и любознательности. Традиции русского народа в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Эффективность проекта будет оцениваться не только количественно (участие детей и родителей в календарных праздниках, посещение «горницы», проведение занятий в помещении музейного уголка, пополнение экспонатов, но и качественно (диагностика уровня сформированности знаний о традициях и обычаях русского народа, использование в речи пословиц, поговорок, знание народных примет, загадок).
Создание музейного уголка «Бабушкин сундучок»
1. Выбор темы.
2. Постановка целей и задач.
3. Подбор необходимой литературы.
4. Сбор и систематизация музейных экспонатов. (Продолжается по сей день.)
Создание музейного уголка «Бабушкин сундучок»
-Привлекла родителей в воспитательно-образовательный процесс. Они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края, и в создании музейного уголка «Бабушкин сундучок».
С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", «Троица» в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.
В интерьере использованы предметы быта (шали, домотканые половики, шторы, подаренные вышитые полотенца). В музейном уголке есть место для воспитанников : лавки, стол для демонстрационного материала и макетов, стулья, уголок для рукоделия.
Дополнен интерьер народными «игрушками», выполненными детьми на занятиях.
Особый интерес у детей вызывают настоящие предметы: прялка, домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки, сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т. п. которые принадлежали прабабушкам.
Как само пространство музея, так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.
Музейный уголок стал педагогической средой, ориентированной на сохранение традиционных, культурных ценностей семьи и реализации нравственного воспитания.
Наш музейный уголок тесно сотрудничает с музеем «Шварихинского дома культуры» (руководитель Криницина Е. Н.) и со школьным музеем (руководитель Колесник Д. В.). Наши воспитанники частые гости в музее. Мы же в свою очередь, как гостеприимные хозяева рады принять гостей. Имеется книга отзывов.
В «горнице» с детьми проводятся развивающие занятия, которые тесно связаны с ритмом народного земледельческого и православного календаря.
Занятия в «Русской горнице» проводятся для детей разных возрастов. Первые посещения «горницы» малышами посвящаются знакомству с предметами быта русской старины, их названием, в старших же группах подчёркивается их преемственность с современными предметами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа).
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Благодаря музейным экспонатам на близком и понятном материале дети имеют представления о нравах, обычаях русского народа.
Участвуя в народных обрядовых праздниках, дети проявляют свои творческие и актёрские способности.
В результате продуктивной и творческой деятельности у детей повысилась положительная самооценка, сформировалась коммуникативная компетентность. Повысился уровень развития: умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, самостоятельно создавать необходимые условия для игр по своему усмотрению.
Музейный уголок «Бабушкин сундучок» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.