Получи документы

Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»

Олеся Ефремова
Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

К. Симонов

Актуальность мини-музея :

В наши дни, дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей истокам русской народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определенная работа: были оформлены уголки народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками, проводились игры-занятия. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий создания обстановки, которая средствами наглядности и образности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики „Бабушкин сундучок“» размещена в разделах

Поэтому мы организовали мини-музей «Бабушкин сундучок», где размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русском народном фольклоре.

Я считаю необходимым, донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. Основной моей задачей было - не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Важная особенность музейного уголка - участие в их создании детей и родителей.

В нашем ДОУ стало давней традицией отмечать народные календарные праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица». Но этого недостаточно, нельзя познакомить детей с традициями и обычаями русского народа только показав, как отмечали на Руси праздники, необходимо рассказать о повседневной жизни русского народа, познакомить с бытом наших предков.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, в детском саду был создан музейный уголок «Бабушкин сундучок», в котором находятся различные старинные русские предметы быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей прошлого.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в музейном уголке не только можно, но и нужно! Здесь экспозиции меняются редко. Музейный уголок больше мини-музея, занимает часть комнаты и предназначен для собирания, хранения, изучения, экспонирования памятников русской народной культуры. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

В результате реализации музея предполагается, что созданная система работы поможет приобщить к традициям русского народа не только наших воспитанников, но и их родителей. Будет способствовать развитию детской инициативы, творчества и любознательности. Традиции русского народа в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Эффективность проекта будет оцениваться не только количественно (участие детей и родителей в календарных праздниках, посещение «горницы», проведение занятий в помещении музейного уголка, пополнение экспонатов, но и качественно (диагностика уровня сформированности знаний о традициях и обычаях русского народа, использование в речи пословиц, поговорок, знание народных примет, загадок).

Создание музейного уголка «Бабушкин сундучок»

1. Выбор темы.

2. Постановка целей и задач.

3. Подбор необходимой литературы.

4. Сбор и систематизация музейных экспонатов. (Продолжается по сей день.)

Создание музейного уголка «Бабушкин сундучок»

-Привлекла родителей в воспитательно-образовательный процесс. Они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края, и в создании музейного уголка «Бабушкин сундучок».

С их помощью приобрели предметы народного костюма, старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству в драматизации народных сказок, традиционных праздниках таких как "Святки", "Масленица", «Троица» в русских подвижных играх, при ознакомлении с историей малой Родины.

В интерьере использованы предметы быта (шали, домотканые половики, шторы, подаренные вышитые полотенца). В музейном уголке есть место для воспитанников : лавки, стол для демонстрационного материала и макетов, стулья, уголок для рукоделия.

Дополнен интерьер народными «игрушками», выполненными детьми на занятиях.

Особый интерес у детей вызывают настоящие предметы: прялка, домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки, сундук, в нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники и т. п. которые принадлежали прабабушкам.

Как само пространство музея, так и его экспонаты, постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Музейный уголок стал педагогической средой, ориентированной на сохранение традиционных, культурных ценностей семьи и реализации нравственного воспитания.

Наш музейный уголок тесно сотрудничает с музеем «Шварихинского дома культуры» (руководитель Криницина Е. Н.) и со школьным музеем (руководитель Колесник Д. В.). Наши воспитанники частые гости в музее. Мы же в свою очередь, как гостеприимные хозяева рады принять гостей. Имеется книга отзывов.

В «горнице» с детьми проводятся развивающие занятия, которые тесно связаны с ритмом народного земледельческого и православного календаря.

Занятия в «Русской горнице» проводятся для детей разных возрастов. Первые посещения «горницы» малышами посвящаются знакомству с предметами быта русской старины, их названием, в старших же группах подчёркивается их преемственность с современными предметами (лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа).

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Благодаря музейным экспонатам на близком и понятном материале дети имеют представления о нравах, обычаях русского народа.

Участвуя в народных обрядовых праздниках, дети проявляют свои творческие и актёрские способности.

В результате продуктивной и творческой деятельности у детей повысилась положительная самооценка, сформировалась коммуникативная компетентность. Повысился уровень развития: умение вести диалог со сверстниками и взрослыми, самостоятельно создавать необходимые условия для игр по своему усмотрению.

Музейный уголок «Бабушкин сундучок» помог разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 20:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание посредством музейной педагогики «Бабушкин сундучок»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД