Панюкова Светлана
Духовно-нравственное воспитание посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползет как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Духовно-нравственное воспитание посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Воспитание процесс сложный, многообразный. Нельзя закаляя ребенка, заботясь о его физическом здоровье, упустить духовно-нравственное воспитание. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,когда у детей падает интерес к книге,потому что уже в дошкольном возрасте её место занимает телевидение, компьютерные игры, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к проявлению безнравственности и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Нередко у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Для формирования любого духовно-нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово.
Что же дает книга? Художественная литература служит могучим действенным средством духовно - нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось.
Развивая у детей духовно-нравственные качества, я поставила следующие задачи:
1. Воспитывать у дошкольников духовно-нравственные качества через ознакомление с художественной литературой;
2. Формировать у детей умение и желание уважать книгу, бережно относиться к ней;
3. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой;
4. Обратить внимание родителей к проблеме «не читающей нации».
5. Знакомить детей с народными праздниками используя художественное слово через посещения социума : библиотеки, храма.
БЕСЕДА «ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?»
ЧТЕНИЕ РАЗНЫХ СКАЗОК;
РАЗУЧИВАНИЕ ПРИСКАЗОК, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ О СКАЗКАХ;
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ К СКАЗКАМ;
ПЕРЕСКАЗ ПРОЧИТАННЫХ СКАЗОК, ИХ ИНСЦЕНИРОВКА.
Когда я читаю детям сказку, рассказ, они живут жизнью героев, как бы сами становятся участниками событий, сочувствуют положительному герою, осуждают зло. События, о которых идет речь в рассказе, сказке затрагивают чувства ребенка, волнуют его, он знакомится с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учится жить по этим законам. Через книгу ребенок учится уважать старость, любить родителей; помогать слабым, больным; знакомятся с понятием, что такое хорошо, что такое плохо; учатся любить природу, общаться с людьми, что потом ребенку пригодится в жизни.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, формирую с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать: как дружба помогает победить зло «Зимовье»;, что зло наказуемо «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зернышко».
Я стараюсь умело использовать оттенки своего голоса. Ведь важно чтобы литературное произведение звучало правдиво, затрагивало чувства, тогда дошкольник проникнется содержанием произведения, что в дальнейшем повлияет на его поведение, умение чувствовать, понимать, сопереживать. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям:
-Вам жалко зайчишку которого выгнала лиса? Почему? Вы бы хотели, что бы добро восторжествовало? А что бы зайка и лиса все-таки помирились? Что бы вы сказали лисе?
В нашей группе есть центр книги. Ребенок может взять понравившуюся книгу,вспомнить по картинкам прочитанную воспитателем сказку, посопереживать героям произведения.
Развиваю и воспитываю в душе каждого ребенка духовное начало, развиваю творческие способности, психологическое раскрепощение детей я и посредством театрализованной деятельности.
Роль театрального искусства неоспорима в воспитании детей. А одна из задач театра в том и заключается чтобы пробудить в восприимчивых детских душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Кукольный театр воздействует на детей целым комплексом художественных средств : художественное слово, наглядный образ – кукла, декоративное оформление, музыка – песня, музыкальное сопровождение.
1. Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены: различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
2. моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;
Благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Для решения поставленной задачи использую и ИКТ. Родители помогают нам с подбором дисков по народным и авторским сказкам, потешкам, которые мы изучаем по программе. После просмотра мы делимся с детьми впечатлениями,
Большое место в духовно -нравственном воспитании детей является приобщение их к народной культуре используя народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Мы с детьми нашей группы водим хороводы, играем в народные игры, воспитанники узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Праздник всех праздников — «Святая Пасха». При подготовке у нас проводилась серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост,о великой радости людей в праздник Воскресения. Праздник производит яркое впечатление, как на детей, так и на взрослых, так как полон общей радости и ощущения чуда. Дети христосуются, дарят друг другу крашеные яички, маленькие сувениры, сделанные накануне вместе с воспитателями своими руками. Обязательно используем художественное слово. При посещении храма дети рассказывали выученые накануне стихи : И. Дарнина «Праздник Пасхи» ,Г. Таравкова «Сегодня светлый праздник пасхи», А. Майкова «Христос Воскрес».Летом празднуем праздник «Яблочный Спас».
Таким образом, произведения художественной литературы, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности, формированию нравственных норм поведения в обществе.
;