Мария
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях всеобщей глобализации и цифровизации
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях всеобщей глобализации и цифровизации
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», -
В. В. Зеньковский.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях всеобщей глобализации и цифровизации» размещена в разделах
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание к нему необходимо с дошкольного возраста.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание ребенка необходимо формировать через приобщение к культурному наследию своего народа.
Вопрос воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились другие тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, разные гаджиты. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и благородстве. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
Детство – это-то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные, так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Всем известно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно ложатся на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение "воспитатель – ребенок" воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радостное, светлое, равнодушное, агрессивное, отстраненное). С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия "можно", "нужно", "нельзя"; "хорошо" – "плохо", "добро" – "зло". С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Первоначально превалируют эмоции, определяющие действия дошкольника. Позднее с развитием произвольного поведения и усвоением норм социального поведения ребенок достигает определенного уровня самостоятельности в выборе тех или иных действий. Но тем не менее на протяжении всего дошкольного детства взрослый является руководителем процесса формирования личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.
Мы, работники ДОУ совместно с родителями, можем непосредственно повлиять на формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности; на развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; на развитие любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям. Также мы можем воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру.
Бесценное время детства дано для того, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувство любви и долга, приобщился к делам сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения. Тот дух, который царит в семье и детском саду, оказываются определяющими в формировании внутреннего мира ребёнка.
В полной семье, где по жизни рука об руку идут мать и отец, женщина является хранительницей семейного очага, символом материнства и женственности, мужчина — защитником и опорой. Дети в такой семье окружены и любовью и заботой, а взаимоотношения между родителями играют основную роль в формировании положительных личностных качеств ребёнка. Осознание ребенком своей роли в семье, понимание связи с близкими людьми, знание родословной, следование семейным традициям положительно отражаются на духовности и нравственности ребёнка.
Наша задача, как воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно- нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Образовательное направление, полагающее проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей. Данные встречи посвящаются семейным традициям, годовому кругу праздников, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. Примером может быть работа с родителями, например: оформление фотовыставок, изготовление поделок, конкурс рисунков, посещение музеев, выстовок. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составление родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.
Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Литература
1. Кокуева Л. В. духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М. : АРКТИ, 2005.
2. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. / М., Мозаика-Синтез, 2008