Лариса Васильева
Духовно-нравственное воспитание младших и средних школьников, проживающих в детском доме посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Если упустим ещё несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, и не будет России на свете.
Патриарх Московский и всея Руси
Алексей II
Духовно-нравственное воспитание младших и средних школьников, проживающих в детском доме посредством проектной деятельности.
Я хотела бы поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию в условиях детского дома.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших и средних школьников, проживающих в детском доме посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Проекты в школе. Сладший школьный возраст, 5 - 9 классы
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
Актуальность данной темы обусловлена требованиями выдвигаемыми обществом и государством к духовно-нравственному формированию личности. Каждое государство и каждое общество хочет, чтобы все его члены жили по общечеловеческим правилам и были духовными людьми, поэтому можно смело говорить, что тема является заказом государства и общества, а мы как педагоги обязаны найти наиболее эффективные методы её решений. Дефицит духовности молодёжи в последнее время ощущается как никогда. Это особо актуально к воспитанникам детского дома. Так как именно эти дети имеют за плечами негативный опыт семейного воспитания, они прошли через улицу и, конечно же, социальные сети и СМИ делают своё «чёрное» дело.
Изучив много литературы, познакомившись с опытом других людей, я поставила цель - обеспечение условий для формирования духовно-нравственных качеств воспитанников детского дома через проектную деятельность. Для осуществления этой цели были поставлены задачи, которые имеют два направления - среду и воспитанники. Задачи, касаемые среды, предполагают расширение социального пространства (что для воспитанников очень важно) и обогащение предметно - развивающей среды в рамках детского дома. Задачи, направленные на самих воспитанников - предполагают формирование системы знаний, представлений, навыков об общечеловеческих ценностях; личностных качеств, таких как сострадание, толерантность, милосердие, отзывчивость и др. ; развитие самоконтроля, самодисциплины, активной познавательной деятельности и творческих способностей.
Вся работа шла в три этапа.
Диагностический, практический и итоговый.
На первом этапе я изучила уровень развития нравственных качеств воспитанников. Диагностика показала достаточно низкий данный уровень. Это ещё раз доказывает, что дети имеют за плечами действительно печальный опыт.
Основной этап работы был более длительным - сама практическая деятельность, которая как раз и предполагала обогащение среды, расширение социального пространства и реализации системы проектов. Вся работа строилась на общепедагогических принципах, но основополагающими были: воспитание на традициях, сотрудничество, сохранение исторической памяти, личностно-ориентированный подход, целостность педагогического процесса. Без сохранения этих принципов работа бы не выстроилась.
Важным условием для реализации проектной деятельности и духовно - нравственной деятельности в целом являются - укрепление тесных взаимодействий с социальными партнёрами (музеи, библиотеки, дома культуры, церковь и др.).
В ходе работы возникали трудности, заключавшиеся в частой смене контингента, психологических особенностей детей (всегда требуют присутствие взрослого, потребительские взгляды на жизнь («только нам все должны»).
Реализация проектной деятельности шла по четырём направлениям, подчинё нных одной цели: этическое, православное, краеведческое, патриотическое.
Проекты патриотического направления: «Забытый памятник», «Мы будущие защитники», «Подвиги соотечественников» «Герои, мы вас помним». Во время реализации данных проектов были встречи с ветеранами, посещение военных музеев, участие в городских концертах, уборка памятников воинам Великой Отечественной войны.
Проекты по краеведению «Я живу в России», «Край родной – земля Нижегородская», «Город мой мастеровой», «История русского костюма» включали в себя экскурсии, творческие мастерские, изучение материала по краеведению и народных традициях, организация фотовыставки и кухни в народных традициях. Этическое направление включило в себя занятия о добре, сострадании, о правилах и нормах поведения, просмотра спектаклей, участие в благотворительных акциях. «Доброта и милосердие»» «За жизнь», «Ладошка в ладошке».
Православное направление - в основном ежегодные проекты, где дети познают традиции православных праздников, являются участниками благотворительных акций «Добро в Рождество», «Пасха Красная», «Монастыри малой Родины», «Ромашковый праздник».
В результате продолжительной работы дети были повторно обследованы, что позволило провести мониторинг духовно - нравственного воспитания. Он показал, что наблюдается положительная динамика, и мы можем говорить о достаточно эффективной работе, и о правильности реализованных условий.
В ходе реализации проектов - расширилось социальное пространство - налажена связь с городским волонтёрским движением, увеличилось количество дидактических игр и пособий, созданы тематические уголки. В моей группе мы с детьми оформили кухню в русских традициях, патриотический и краеведческий уголки.
Новизна моей работы заключается в том, что единично использованные другими педагогами труды собраны в систему и направлены на развитие духовно-нравственного воспитания, и адаптирована данная система именно к детям воспитанникам детского дома, даёт хорошие результаты, несмотря на трудности.