МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)

Саидова Зарема Солтановна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)

«Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский.

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Важной задачей педагога является введение маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства и прививая нравственные качества. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, музыку своего народа, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня, как музыкального руководителя, является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)» размещена в разделах

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Задача музыкального руководителя, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. В работе с детьми стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны. При организации музыкальной деятельности главными считаю следующие принципы:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственного воспитания музыкой.

2. Активизация познавательной деятельности детей.

3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.

4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков

.Для решения этих задач задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы, как музыкальные занятия, беседы -концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные и др. на которых воспитывается интерес, уважение к своему народу и республике путем разучивания песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах, а так же изучения национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства. Благодаря этим видам деятельности ребята старших и подготовительных групп стали понимать и чтить национальные обычаи, они с удовольствием знакомились с дагестанской музыкой и танцами. Стараюсь разнообразить построение музыкальной деятельности дошкольников, стремлюсь к созданию атмосферы праздника, торжества, стараюсь, чтобы воспитанники стали чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. «Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта, а воспитание человека» говорил Сухомлинский. Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, использую следующие методы и приемы:-выразительное исполнение музыки;-художественное слово;-показ движения;-образное сравнение;-игра, поговорки;-творческое задание, импровизация.

Методы и приемы варьирую в зависимости от используемого материала, его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Музыкальная деятельность является главенствующим звеном по воспитанию духовно-нравственного начала, так как музыка развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства.

В целях реализации задач по духовно-нравственному воспитанию наше дошкольное учреждение осуществляет комплексный подход через организацию непосредственно-образовательной деятельности, игровой деятельности, режимных моментов, организацию праздников, развлечений, досугов. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры происходит в течение всего года. Этому способствует план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных праздников. Большую роль в работе играет преемственность между коллективом педагогов и родителями воспитанников.

Большая роль в формировании нравственных чувств у дошкольников в нашем дошкольном учреждении отводится театрализованной деятельности, в которой я принимаю непосредственное участие, как руководитель театрального кружка «Театральный сундучок». Именно этот вид деятельности позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно -эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Занимаясь кружковой работой, мы активно применяем формы театрализованной деятельности: инсценирование песен, сказок, организация праздников, развлечений, театрализованные шоу, игры в кукольный театр, настольный театр.

Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преображать окружающий мир.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Это любовь к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ, желание приумножить богатство своей страны. Я начинаю формировать чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

Праздники, совместная деятельность детей и взрослых, общие дела, стали нормой в нашем детском саду. Родители воспитанников принимают активное участие. Общие переживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность ребенка, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость- все то, что всегда лежало в основе быта и традиций дагестанского народа. В работе с семьёй мы используем разные формы работы.

Родители с удовольствием участвуют с детьми в различных творческих выставках и конкурсах.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. На развлечениях и досугах родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие, исполняют роли, танцуют, играют на нетрадиционных музыкальных инструментах.

Результатом моей работы в данном направлении стало то, что дети:

Приобщились к традиционной культуре на основе активного использования музыкального фольклора;

У детей развиты творческие способности в разных видах деятельности (музыкальной, игровой, речевой, театрально- игровой);

Сформировано представление о празднике, как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями и родителями свободное время;

Привита любовь к народному творчеству;

Владеют сольным и хоровым пением.

Родители активно привлекаются к участию во всех формах и направлениях экспериментальной деятельности.

В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, и. т. п.

Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.

Во-первых, это совместные с родителями экскурсии Центра Народного творчества, знакомство с внутренним устройством;

проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО)

Общая перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 12:50
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Саидова Зарема Солтановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД