Саидова Зарема Солтановна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Важной задачей педагога является введение маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства и прививая нравственные качества. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, музыку своего народа, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня, как музыкального руководителя, является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Задача музыкального руководителя, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру. В работе с детьми стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны. При организации музыкальной деятельности главными считаю следующие принципы:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственного воспитания музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков
.Для решения этих задач задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы, как музыкальные занятия, беседы -концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные и др. на которых воспитывается интерес, уважение к своему народу и республике путем разучивания песен, танцев, игр, игры на музыкальных инструментах, а так же изучения национального костюма, жилища, других видов прикладного искусства. Благодаря этим видам деятельности ребята старших и подготовительных групп стали понимать и чтить национальные обычаи, они с удовольствием знакомились с дагестанской музыкой и танцами. Стараюсь разнообразить построение музыкальной деятельности дошкольников, стремлюсь к созданию атмосферы праздника, торжества, стараюсь, чтобы воспитанники стали чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. «Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта, а воспитание человека» говорил Сухомлинский. Следуя основным педагогическим принципам: комплексному решению основных задач музыкального воспитания, систематичности, постепенности, последовательности, повторности, использую следующие методы и приемы:-выразительное исполнение музыки;-художественное слово;-показ движения;-образное сравнение;-игра, поговорки;-творческое задание, импровизация.
Методы и приемы варьирую в зависимости от используемого материала, его содержания, этапа разучивания материала и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Музыкальная деятельность является главенствующим звеном по воспитанию духовно-нравственного начала, так как музыка развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства.
В целях реализации задач по духовно-нравственному воспитанию наше дошкольное учреждение осуществляет комплексный подход через организацию непосредственно-образовательной деятельности, игровой деятельности, режимных моментов, организацию праздников, развлечений, досугов. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры происходит в течение всего года. Этому способствует план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных праздников. Большую роль в работе играет преемственность между коллективом педагогов и родителями воспитанников.
Большая роль в формировании нравственных чувств у дошкольников в нашем дошкольном учреждении отводится театрализованной деятельности, в которой я принимаю непосредственное участие, как руководитель театрального кружка «Театральный сундучок». Именно этот вид деятельности позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно -эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Занимаясь кружковой работой, мы активно применяем формы театрализованной деятельности: инсценирование песен, сказок, организация праздников, развлечений, театрализованные шоу, игры в кукольный театр, настольный театр.
Таким образом, последовательная, систематическая, грамотно организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преображать окружающий мир.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Это любовь к родным местам, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ, желание приумножить богатство своей страны. Я начинаю формировать чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Праздники, совместная деятельность детей и взрослых, общие дела, стали нормой в нашем детском саду. Родители воспитанников принимают активное участие. Общие переживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность ребенка, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость- все то, что всегда лежало в основе быта и традиций дагестанского народа. В работе с семьёй мы используем разные формы работы.
Родители с удовольствием участвуют с детьми в различных творческих выставках и конкурсах.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени. На развлечениях и досугах родители не только присутствуют, но и принимают непосредственное участие, исполняют роли, танцуют, играют на нетрадиционных музыкальных инструментах.
Результатом моей работы в данном направлении стало то, что дети:
Приобщились к традиционной культуре на основе активного использования музыкального фольклора;
У детей развиты творческие способности в разных видах деятельности (музыкальной, игровой, речевой, театрально- игровой);
Сформировано представление о празднике, как о возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями и родителями свободное время;
Привита любовь к народному творчеству;
Владеют сольным и хоровым пением.
Родители активно привлекаются к участию во всех формах и направлениях экспериментальной деятельности.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, и. т. п.
Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.
Во-первых, это совместные с родителями экскурсии Центра Народного творчества, знакомство с внутренним устройством;
проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО)
Общая перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.