Галина Рыкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
По словам Константина Дмитриевича Ушинского «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Нельзя недооценивать влияние семьи на процесс воспитания. Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления. Как бы много ни говорили о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что семья воздействует сильнее других факторов.
К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье не всегда уделяется должное внимание. Встречаются родители, которые твёрдо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; часто воспитывают у ребёнка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. Тем самым воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счёт подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям. В таких ситуациях воспитатель проводит беседу с родителями, стараясь убедить в обратном. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, создать ему «счастливое детство», они физически и нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечает потребностей других, он растёт индивидуалистом.
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому мы считаем, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.
Согласуя свои действия с семьей, мы стараемся дополнить или компенсировать домашние условия воспитания, стараемся доказать как важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Помимо этого, важно научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.
В связи с этим важно в деятельности педагогов детских садов разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребёнок); это участие ценно не только для формирования у ребёнка определённых умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы.
Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, тем самым они вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.
В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста :
1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители и воспитатели должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств. В гостях у наших воспитанников со своими премьерами часто бывают сотрудники Мичуринского драматического театра, творческого объединения «Артист» г. Тамбова, Литературно-музыкального дома-музея Голициных. А музей Герасимова, Мичуринский краеведческий музей, а так же драматический театр дети посещают самостоятельно в сопровождении воспитателей. Поначалу далеко не все родители соглашались на такое взаимодействие, считая что дети ещё маленькие и не смогут понять и оценить произведений. Но наблюдая за своими детьми, признали свою недостаточную компетентность в вопросах духовно – нравственного воспитания детей, и пришли к выводу, что мощное эмоциональное воздействие спектакля рождает состояние духовной приподнятости. Театр и музей выводит детей за круг обыденных впечатлений, дает возможность переживать самые высокие чувства, стать как бы непосредственным участником борьбы за Добро, Красоту, Справедливость.
2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны; наши педагоги беседуют с родителями на такие темы как «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома». Помимо этого в детском саду организовываются конкурсы, выставки «Дары Осени», «Новогодние игрушки», «Светлый ангел Рождества», «Пасха светлая», а родителей мы привлекаем к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, что безусловно даёт положительный результат.
3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры; Большое значение на развитие у малыша нравственных чувств, этических норм оказывает чтение произведений, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. При этом педагоги с особым вниманием дают рекомендации родителям по подбору литературы и мультфильмов, избегая жестокости и насилия в них. Учат их не просто прочитать детям, а обсудить произведение, обратить внимание на вежливых и невежливых героев, злых и добрых. Сравнение противоположных поступков облегчает усвоение конкретных представлений о хорошем и плохом. Художественные тексты позволяют использовать яркие образы для того, чтобы объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно.
4) Духовность и взаимопонимание исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия для асоциального поведения детей. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло. В уголках для родителей размещены памятки, в которых говорится о том, как избежать негативных проявлений в поведении ребёнка
• активно «слушать» его переживания и потребности,
• безусловно принимать ребёнка,
• проводить время вместе (читать, играть, заниматься,
• не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
• помогать, когда просит,
• поддерживать успехи,
• делиться своими чувствами (значит доверять,
• конструктивно разрешать конфликты,
• использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…»,
• обнимать ребёнка как можно чаще.
5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых они являются. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, - это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности. Детей радуют общие лыжные прогулки, прогулки по лесу, походы за ягодами, на рыбную ловлю. В детском саду нашими педагогами организовываются досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты», которые несомненно объединяют детей и родителей, что является фундаментом духовно-нравственного воспитания.
Любовь родителей к ребёнку, их забота о нём вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Если ребёнок окружён любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищённости, чувство эмоционального благополучия. Делает его открытым добру, положительным влиянием. Наше дошкольное учреждение ставит перед собой задачу помочь родителям заложить в детях основу нравственности, сформировать такие качества как доброта, отзывчивость, справедливость, милосердие.
Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб. Пусть помнит, что с лихвой получит Все то от них, чему их учит. Там, где аббат не враг вина, Вся братия пьяным - пьяна. Не волк воспитывал овец, Походку раку дал отец. Коль видят нас и слышат дети, Мы за слова свои в ответе. И за дела: легко толкнуть Детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, Чтобы не каяться потом.