Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды

Нина Пушнова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время становится приоритетным духовное возрождение общества, в связи с чем важнейшей задачей является гармоничное развитие и воспитание Граждан России, способных сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Я составила конспекты занятий и проводила их 1 раз в месяц.

1. Любимое имя.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды» размещена в разделах

Знакомство с миром начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. Первое слово, которое дарят ребёнку родители – его имя. Назови своё имя. Каким ласковым именем называет тебя мама? Оформление страницы альбома «Любимое имя» (родители записывают имена своих детей) Развивается чувства самооценки у ребёнка.

2. Доброе слово.

Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. Беседа о добром отношении родителей к детям. Сюжетно-дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя». Ресурсный круг «Доброе слово» - какие добрые слова вы скажете маме, папе, бабушке, дедушке при встрече? Оформление страницы альбома «Доброе слово» (родители записывают слова, сказанные детьми при встрече).

3. Ласковая песня.

Развитие умения слушать друг друга. Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». Ресурсный круг «Колыбельная песня». Оформление страницы альбома «Любимая колыбельная песня моего ребёнка» (заполняется родителями).

4. Праздничная песня

Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Новогодний хоровод с родителями. Оформление страницы альбома «Мы любим нашу ёлочку» (продуктивная деятельность детей и взрослых).

5. Любимый образ

Формирование способности понимать чувства других людей, проявлять доброе отношение к близким людям. Разговор в круге на тему «Моя мама». Ресурсный круг «Мамочка моя». Оформление страницы альбома: рисунок «Солнышко для мамы» Игра «Поможем маме».

6. Образ света

Развитие умения выражать свои добрые чувства. Игра «Солнышко и дождик» Ресурсный круг «Позови солнышко» Оформление страницы альбома (родители записывают потешку о солнышке, рассказанную ребёнком).

7. Добрый мир.

Развитие мотивации на общение со взрослыми. Развитие основы самоутверждения. Разговор в круге на тему «Добрый мир». Игра «Наседка и цыплята».

8. Добрая книга.

Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.

9. Любимая книга

Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе. Совместное чтение книг: взрослые читают книги своим детям. Ресурсный круг «Моя любимая книга». Оформление страницы альбома «Любимая книга моего ребёнка».

Основной активной формой обучения в этом возрасте является ресурсный круг, в котором каждый ребёнок имеет реальную возможность высказаться. Дети учились, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очерёдность выполнения действий (пение колыбельной, рассказывание потешки, это позволяет ребёнку узнать себя и своих товарищей.

Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляла в разнообразных видах деятельности:

в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Напоим куклу чаем», «День рождение куклы» учила детей выполнению соответствующих игровых действий, формировала способность вступать в ролевое общение с партнёрами по игре.

в играх- инсценировках «Наша Машенька в дому», «А Ванюша, попляши», «К нам гости пришли», «Ладушки-оладушки», «Серенькая кошечка», «Солнышко-колоколнышко», «Рукавичка» дети научились выполнять игровые действия в соответствии с текстом, открыто и искренне выражать свои чувства.

дидактические игры: «Сложи сказку», «Угадай сказку», «Книжный магазин», «Поможем маме», «Семейная прогулка» доже самым маленьким детям помогли почувствовать уверенность в своих возможностях и проявлять доброжелательное отношение к партнёрам по игре.

в подвижных играх «Солнышко и дождик», «День и ночь», «Наседка и цыплята» у детей развивалась и укреплялась уверенность в себе, активность, инициативность. А народные игры: «Кто у нас хороший», «У дядюшки Трифона», и хороводные «Каравай», «Мы на луг ходили» стали у наших детей любимыми, и они с удовольствием играют в них самостоятельно.

Работу по данной теме осуществляла в тесном контакте с родителями. Познакомившись с целями и содержанием воспитательной программы, родители проявили заинтересованность и желание сотрудничать. В течение года мамы и папы наших малышей принимали непосредственное участие в подготовке и проведении занятий, праздников, конкурсов.

Совместными усилиями сотрудников и родителей в детском саду оформлен музей «Русская изба», где экспонатами являются предметы быта наших предков (самовар, чугун, сито, ухват и т. д.) изделия народно-прикладного искусства, русские народные костюмы. Дети и взрослые с большим удовольствием приходят в русскую избу на занятия, посиделки, чаепития, экскурсии, выставки. Вместе с родителями оформили фотостенды: «Хорошо у нас в саду», «Как мы летом отдыхали», выставку поделок «Вместе с мамой, вместе с папой» на тему «Осенние фантазии»

К концу учебного года наши малыши стали общительными, доброжелательными, имеют представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются. Дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь. Как результат, хочется отметить устойчивое позитивное отношение наших ребят к себе и к ровесникам.

В средней группе в начале учебного года решила продолжать работу по данной теме, для этого составила перспективный план работы клуба по интересам «Золотое сердечко» на 2009 – 2010 учебный год, где кроме занятия предусмотрена связь с другими видами деятельности и взаимодействие с родителями.

Мы с детьми осваивали такие важные категории, как «Дружная семья» и «Домашнее тепло». Дружной можно назвать семью, в которой все стремятся, как можно чаще быть вместе, каждый находит в ней радость и утешение. Дружная семья даёт ощущение домашнего тепла, когда каждый член семьи окружён вниманием и заботой.

Так, после чтения рассказа Л. Нечаева «Семеро по лавкам» у детей формировалась мотивация на доброе отношение к близким. В каждой семье оформили альбом, который так и назывался «Наша дружная семья», где с помощью фотографий, рисунков, аппликаций, стихов, пословиц дети и взрослые получили возможность выражать имеющиеся у них добрые чувства, делиться ими друг с другом.

Родной дом для человека - начало всех путей и дорог. Куда за руку ведут ребёнка взрослые? В детский сад, в гости к бабушке, навестить больного друга, покормить птиц и т. д. Почему эти дороги можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала – основа доброго опыта.

Прочувствованное восприятие на занятии «Дороги добра», и в других видах деятельности позволило детям ощутить свою способность поступать в соответствии с социальными нормами, получать одобрение, контролировать правильность своего поведения, что способствует развитию положительной самооценки.

Ребёнок ощущает мир, как живое целое, он открыт миру, т. к. чувствует себя его частью, всё ему представляется новым и интересным. Формируя у детей доброе, заботливое отношение к природе, использовала сказки «Снегурушка и лиса», дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?», конкурс семейного творчества «Зимушка-зима», занятия по изобразительной деятельности: рисование «Вырастала ёлка в лесу на горе», лепка «Лесной хоровод», аппликация «Грибная поляна», «Наш город».

Общаясь с домашними животными, наблюдая за растениями, дети ощущают себя более сильными, разумными, уверенными, умелыми. Опора на эти позитивные чувства позволяет воспитывать у детей доброе заботливое отношение к животным, сочувствие и сострадание. Мы рассматривали картины из серии «Домашние животные». Использовали настольно-печатные игры «Папа, мама и я», «Наш двор», «В деревне летом», дидактические игры «Кто где работает?», «Назови маму», «Назови деток», игры-инсценировки «Вышла курочка гулять?», «Наша-то хозяюшка сметлива была», хороводная игра «Где был, Иванушка?», чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский «Бодливая корова», «Два козлика», В. Г. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Кораблик», Г. Цыферов «Кто кого добрее?», В. Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки», «Коза», «Котёнок». Оформили фотостенд «Как мы заботимся о животных».

Восприятие труда ребёнком 4-5 лет тоже имеет свои особенности. На первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности и отдельных орудий труда. Это ярко выражено в рассказе К. Д. Ушинского «На что тебе», в русских народных играх «Сеяла Алёна лён», «Дедушка Сысой», в дидактической игре «Кому, что нужно для работы», в играх-инсценировках «Эй, кузнец, молодец!», «Кисонька-мурысонька», «Лошадка Зорька», «Уж как я ль свою коровушку люблю».

В разделе «Труд души» мы с детьми будем осваивать категории «Любимая сказка», «Благородное слово» и «Светлый праздник».

Любимой для ребёнка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок и понятен миру его внутренних переживаний. Использование этой категории даёт возможность родителям и воспитателям лучше понять детей. Вовремя оказывать им психологическую поддержку.

На занятии «Благодарное слово» дети, родители и воспитатели получат возможность прочувствовать, что доброе слово исходит от доброго сердца, является выражением доброго чувства.

Особое целостное восприятие ребёнком мира находит наиболее яркое воплощение в празднике. Праздник становится трудом души в том случае, когда дети имеют возможность в полной мере испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, когда они испытывают радость и хотят поделиться ею с окружающими.

Если в младшей группе активной формой обучения был ресурсный круг, то в этом году, учились работать в паре, а это предполагает необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, что позволяет избежать конкуренции и подготовить ребёнка к участию в коллективной деятельности. Данная технология даёт возможность удовлетворить все основные коммуникативные потребности:

потребность во взаимопонимании (другой думает так же, как я);

в оценке (отклик партнёра на результат индивидуального этапа работы);

в равноправном участии в деле (вместе представляют полученный результат);

В результате хочется отметить:

дети прочувствовано воспринимают ближайшую социокультурную среду и деятельность в ней человека;

способны следовать нравственным нормам и правилам поведения;

способны чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям;

у детей развиваются навыки познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа 2 слайд. Традиционная культура народов Якутии хранит в себе положительный исторический опыт, который необходимо передавать от поколения.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа 21 слайд. Другая моя программа «Якутия – Родина моя» составлена на основе Программы «Культура народов Республики Саха» авторского коллектива.

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковДуховно-нравственное воспитание дошкольников «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на истоках родной культуры в нашей группе». тарая поговорка гласит: «Все новое-хорошо.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравсивенное воспитание дошкольников Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Цель: воспитание патриотических чувств на основе изучения традиций русского православного воспитания. В дошкольном периоде идет активное.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам Задачи: • Формировать у детей представление о семье.

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды
Опубликовано: 22 октября 2015 в 20:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды» (включая файлы) размещена пользователем Нина Пушнова (УИ 377243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД