Ольга Хилькевич
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов, не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках, традициях и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Слайд
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» размещена в разделах
Духовный творческий патриотизм, надо прививать с раннего детства. Но подобно другому любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Цель - развитие нравственных качеств личности.
Основные задачи – изучение культурного наследия нашего народа.
В народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представленные о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Приобщение детей к народным традициям начинается с пестушек, потешек, игрушек (пирамидкам, матрешкам, каталкам, качалкам, игрушкам - забавам и др., а также с русских народных игр, хороводов, сказок, загадок, пословиц, поговорок, частушек, прибауток. Кроме того дети знакомятся с декоративно прикладным искусством: Хохломы, Городца, Дымки, Филимоновской игрушкой.
От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора.
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому совместно с родителями был подобран материал для создания интерактивного музея, при «посещении» которого дети знакомятся с устройством русской избы, посудой, одеждой и обувью, песнями, танцами народными праздниками и многими другими интересными вещами. Дети с интересом слушают рассказы о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники. Какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. Дети с интересом рассматривают картинки о том, как строили дома. Сайд
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью - «Здравствуй осень»; «День старшего поколения»; «День матери»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной - «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).
Помимо знакомства в интерактивном музее с предметами старины и традициями русской культуры мы играем в сюжетно-ролевые игры, разучиваем танцы, а также устраиваем выставки работ к русским народным праздникам.
Слайд
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленит душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Слайд
Одним из самых эффективных средств воспитания оказывается непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками для более тесного контакта в семье детям и родителям было дано домашнее задание: изготовление генеологического древа семьи и придумать герб семьи.
Как правило, семьи составляют смешанное восходящее родословие, указывающее всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии и оформляют его в виде древа. Родословное дерево выглядит красиво в группе.
В группе организуем выставку семейных древ, которые вызывают большой интерес у детей и взрослых. В роли экскурсоводов выступают сами дети, они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, повествуют об их деятельности и достижениях.
Изготовление семейного герба.
Практика показывает, что родители и дети стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции. Устраивается выставка гербов.
Говоря о традициях нашего народа и получая информацию из презентаций «интерактивного музея» - дети проявляют большой интерес и посещают Краеведческий музей нашего города. В некоторых семьях это занятие стало традицией дети ходят в музей с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, а некоторые посещают музей с раннего детства - не пропуская не одной новой выставки.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», говорил К. Д. Ушинский.