Эвелина Рогалева
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание патриотических чувств на основе изучения традиций русского православного воспитания.
В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Развивать духовно-нравственный потенциал личности необходимо в дошкольном возрасте, когда ребенок является наиболее восприимчивым к положительному влиянию на личность.
Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Если с детства не воспитывается духовно-нравственные принципы, то у детей в последствии проявляется:
- отрицание патриотизма как общественной ценности и игнорирование социальных норм поведения,
-неуважительное отношение к героическому прошлому своей страны и накопленному положительному опыту прошлых поколений,
-потребительский взгляд на образование,
-преувеличение роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, -аморальные и асоциальные виды деятельности.
К сожалению даже среди взрослых, а не только среди детей преобладает поверхностное знакомство, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.
Когда мы говорим о культуре нашего Отечества, то нельзя забывать, что со времен крещения Руси православие было и остаётся доминирующим фактором, определяющим развитие культуры российского общества. Веками складывались традиции, семейный уклад, самым непосредственным образом связанный с ценностями православной Церкви, православной веры, и нёсший в себе основы нравственного воспитания личности. Неотъемлемой чертой характера лучших сынов Отечества было благоговейное отношение к Родине, умение любить её, служить ей не за страх, а за совесть, а если надо, то и жизнь отдать за неё.
Изучение основ православной культуры в образовательных учреждениях является одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей.
Основой воспитания полноценного члена современного общества, являются такие два понятия как нравственность и духовность.
В процессе своего дополнительного воспитания по Основам Православия в кружке, поставила очень сложную задачу: воспитывать и формировать у них правильную систему ценностей. Решая поставленную задачу, осуществляю ее на основе православия как источника нравственности и морали через возрождение православных традиций и обычаев, приобщение детей к миру духовных праздников.
Я, как педагог, считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обращаюсь к истокам русской народной культуры, т. е. знакомлю детей с традициями русских народных православных праздников.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Использую в своей работе творческие занятия, где дети знакомятся с народным творчеством, когда в процессе творчества (шитья, склеивания, аппликаций) дети учатся мастерить сумочки, украшают яйца, мастерят игрушки по мотивам народного творчества.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы — не цельное.
К празднику Рождества готовились заранее, дети знакомились с русской духовой поэзией. Для начала рассказала им историю рождения Христа На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки, рассматривали икону Рождества Христова, рассказывала о том, что святки — это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. Изготовляем рождественские звёзды и начинаем игру — колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, дарят подарки — самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.
Крещение — третий праздник Святок. Многие дети не один раз слышали слово «крёстный», «крёстная». Пояснение этих слов, дети легко объясняют, кого крестили в церкви, есть и крё стные: «крёстный отец», «крёстная мать».
Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы (церковные песни). И по древней традиции в это день на Руси совершались крестные ходы на реки, водоёмы. Впереди священники, за ними толпа людей — все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крестный ход» уходил, немало смельчаков — раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Когда купание прекращалось, люди набирали святую воду, несли её домой. Пили её сами, т. к. она святая, а значит и целебная. И с тех пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. И хранят её долго.
После моего рассказа, я предлагаю детям подойти к крану с водой и умыться, чтобы совершить обряд крещения и принять те свойства воды, которые она в этот день приобрела. А затем мы повторяли все народные приметы, которые и поныне не утратили своего назначения. Например: «Снега на Крещение надует — хлеба прибудет», «Крещение под полный месяц — к большой воде», «Метель на Крещение — к хорошему роению пчёл», «Собаки много лают — будет много зверья и дичи».
Перед строгим постом есть праздник «Прощённое воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесённые в течении всего года обиды — вольные и невольные. Объяснила детям, когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. И я объясняю о необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика.
Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. И я детям рассказываю, что все люди в субботу идут в церковь с пучками вербных веток. Здесь их освещают.
Детям объясняется, что верба — первое дерево, которое зацветает весной. И народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы — от града и болезней. И для закрепления, мы с детьми из бумаги и ваты выполняем работу.
Не обходит стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и у нас в саду. Ведь Пасха — это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни. Крашеные яйца главное украшение Пасхального стола. Поэтому мы с детьми дней за десять до Пасхи в сырой песок или смоченную вату «сеем» зёрна пшеницы. И все дети с нетерпением ждут, как из зёрнышек проклёвываются ростки, как они зеленеют, подрастают. Затем в эту свежую, живую травку кладут разноцветные яички, и дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.
Дети любят дарить яйца, изготовленные ими, расписанные своими руками. Какие идеи возникают, просто одно творчество! Раскрашивают яйца красками, фломастерами, наклеивают на них особые пасхальные картинки.
А ещё можно яйцо превратить в какую-либо игрушку с помощью различных материалов. К расписанному яйцу можно добавить небольшой букетик цветов из бисера — получится пасхальный сувенир, с особенным, весенним настроением. У праздника Пасхи всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катания на качелях.
Таким образом, узнав о традициях праздниках русского народа у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.
В систему работы по духовно-нравственному воспитанию моей работы включены:
- обеспечение максимальное информирование родителей по различным вопросам духовно-нравственного воспитания детей возможно через: буклеты, консультации, сайт детского сада, выпуск тематических памяток.
-сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию я начинаю с воспитания любви к матери посредством:
- чтения сказок, притчей, былин, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви,
- бесед о жизни и святости православных святых;
- занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы»,
- изготовление подарков для мам, бабушек;
- творческие работы (сумочки, пасхальные сувениры, картины и др)из разных материалов (атласных лент, бисера, бусин, ткани, кружева, тесьмы и др.);
- совместные мероприятия детей и мам.
Очень интересно проходит в нашем детском саду декада, посвященная Дню Матери.
Совместно с родителями и воспитателями наши ребята с становятся участниками конкурсов: на православные темы (Пасхальный перезвон, Рождество глазами детей и др)
Многие поделки моих воспитанников были представлены на :
-Православной Ярмарке (Экспо - Волге в Самаре)
-на региональных, окружных и городских конкурсах.
И в заключение я бы хотела подарить притчу о корнях.
Однажды у перекати-поля спросили: Ты всё время перемещаешься с места на место, ты несешься туда, куда влечет тебя ветер. Почему же раз в году ты цепляешься за любой выступ и пускаешь корни?
Потому,- отвечало перекати-поле,- что без корней у меня не будет цветов, без цветов-семян,без семян не получит мой род продления и я исчезну с лица земли!»
Цветы-это наши дети,семена-будущие поколения. Сохраним же для них корни наши - нашу историю, традиции,духовность, культуру.