Ирина Шкоденко
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа
▼ Скачать + Заказать документы
21 слайд. Другая моя программа «Якутия – Родина моя» составлена на основе Программы «Культура народов Республики Саха» авторского коллектива Багрийчук Е. П., Калимуллиной Н. В. и других. Для обновления содержания программы использовалась Книга для воспитателя «Ознакомление дошкольников с Якутией». Авторы Ефимова Д. Г., Аржакова В. К.
22 слайд. На слайде представлены цель и задачи программы.
Публикация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Саха. Якутия
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
23-24 слайды. ДОД проходит в специально оборудованном Центре якутской культуры, в кабинете «Познавательное развитие» и в групповых комнатах.
25 слайд. Один из важных разделов программы – «Ознакомление детей с художественной литературой» включает в себя:
- приобщение детей к поэтическому языку,
- к элементам устного народного творчества,
- знакомство с некоторыми произведениями писателей и поэтов северных народов.
В процессе ознакомления с художественной литературой народов Якутии происходит :
- формирование этнокультурной компетентности ребенка как основы поликультурного образования;
- введение дошкольников в социальные отношения.
Так как художественная литература - первый ориентир, по которому ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
26 слайд. Литературное творчество народов Якутии учит :
- Бережному отношению к окружающей природе. Охотничьи обряды были связаны с выживанием в суровых условиях. Охотник чувствовал кровную связь с природой, считал себя ее ребенком. Разве может человек с таким осознанием себя навредить природе?
- Семейным традициям и неписанным моральным законам северян по отношению к природе, к людям.
27 слайд. Мой опыт работы в ходе реализации регионального компонента позволяет сформулировать принципы для более успешного достижения целевых ориентиров. Суть их в создании системы и обеспечении разнообразия с учетом возрастных особенностей.
28 слайд. Формы и методы работы с детьми разнообразны и насколько они будут эффективны, зависит от педагога.
29 слайд. Часто, в процессе работы мной используется музыкальное сопровождение, как средство эмоционального воздействия. Под музыку дети увлеченно подражают птицам и животным родного края (стерх, олень, колонок, медведь и др., пробуют свои силы как якутские богатыри из Олонхо.
30 слайд. Большой интерес для меня представляет – сказкотерапия по якутским народным сказкам. Это очень интересная форма работы со сказками, которую я использую в рамках реализации созданного мною долгосрочного проекта, и которая предполагает совместную работу с психологом детского сада.
31 слайд. Именно сказка располагает самой яркой, доступной информацией для детей. И поэтому ей я отвожу главное место в своей работе по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера, суровой природой Якутского края, мужеством, храбростью, тяжелой жизнью людей.
32 слайд. У сказкотерапии свои методы и средства педагогического воздействия. Из всех перечисленных наибольший интерес для меня представляет имидж-терапия, так как она помогает справиться детям с психологическими проблемами.
33 слайд. Я согласна с авторами курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников» Смирновой Е. О. и Холмогоровой В., которые говорят о необходимости новой стратегии, предполагающей существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной практике. В основе новой стратегии лежит не рефлексия собственных переживаний ребенка и укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я». Потому что такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность «увидеть» другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей их духовно-нравственного воспитания является формирование общности и единства.
Стратегия нравственного воспитания должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно, оценки. Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. В основе игр могут быть: согласованность движений, внимание друг к другу, общие задачи и переживания, взаимопомощь и совместная деятельность, добрые слова и пожелания.
34 слайд. Свой опыт работы по возможности я стараюсь распространять. Подтверждение тому сертификаты, дипломы, грамоты и благодарственные письма.
35. Вывод: Патриотизм и интегрирующий с ним духовно-нравственный компонент личности (гражданина) – это важнейшая национальная ценность, которую надо прививать с раннего детства. Задача дошкольного педагога создать благоприятные предпосылки и мотивационно-побудительные установки для дальнейшего духовного самоопределения личности ребенка, которое лежит в основе патриотизма – чувства любви к Родине.