Ирина Шкоденко
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа
▼ Скачать
2 слайд. Традиционная культура народов Якутии хранит в себе положительный исторический опыт, который необходимо передавать от поколения к поколению, развивать его и приумножать. Это залог процветания родной земли, уверенности в завтрашнем дне.
Дошкольный возраст во всех отношениях благоприятен для приобщения детей к культурному наследию народов родного края. Детство - пора становления личности. Поэтому так важно наполнить содержание этого жизненного отрезка фундаментальными понятиями и знаниями, которые в дальнейшем станут опорой для развития личности человека.
Публикация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русского и якутского народа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика Саха. Якутия
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
3 слайд. Большое поле деятельности для педагога в этом плане представляет богатое культурное наследие русского и якутского народа. Опираясь на это культурное наследие, учитывая не переходящую ценность человека и человеческих взаимоотношений независимо от национальной принадлежности, с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников, мною были разработаны и реализуются на сегодняшний день, программы дополнительного образования, которые вы видите на слайде.
4 слайд. Данная программа составлена на основе Программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности, автор - Потаповская О. М., 2009г.
Для обновления содержания программы использовались:
- пособие «Основы православной культуры для детей дошкольного возраста», авторы - Харитонова О. К., В. Дорофеев, 2002г.
- программно-методический комплекс «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы Е. А. Губина, Н. С. Кудряшева, Г. И. Лугвина, Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю. Твардовская, 2007г. и другие авторские программы.
5-6 слайды. Цель и задачи программы определяют содержание и направления педагогической работы, в основе которой формирование нравственных качеств личности дошкольника. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость.
7 слайд. Формирование нравственных качеств у детей происходит в ходе дополнительной образовательной деятельности (ДОД) через организацию разнообразных ее видов: художественно-продуктивная, игровая, познавательная, исследовательская, коммуникативная, музыкальная, двигательная, театральная.
8 слайд. Образовательная деятельность с детьми проводится в Центре русской культуры – это хорошо освещенное, уютное, оборудованное помещение. На базе этого Центра мною организуется развивающая предметно-пространственная среда с учетом программного компонента и свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления.
9 слайд. В моей педагогической копилке, как и у любого педагога, достаточно разнообразных форм и методов работы с воспитанниками – главное, организовать для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.
10 слайд. Выполнение коллективных работ помогает научить детей «увидеть» другого: сотрудничать, договариваться, уступать, помогать, вместе творчески работать. Это позволяет уйти от фиксированности ребенка только на собственном «Я».
11 слайд. Некоторые понятия можно раскрывать, используя анимационные картинки.
12 слайд. Сложные для детей, но важные содержательные моменты, которые необходимо донести до сознания ребенка, можно образно объяснить, к примеру, так.
13 слайд. В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому используется самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, сказка.
14 слайд. Привлечение других педагогов позволяет организовать воспитательное мероприятие более рационально, интересно.
15-16 слайды. Любимое время детей – это период, когда полным ходом идет подготовка к утреннику. Дети с удовольствием разучивают стихи, песни, танцы, репетируют роли персонажей театрализованных постановок. Традиционными в рамках работы кружка стали семейные праздники-утренники на Рождество и Пасху.
17 слайд. Продуктивная деятельность – обязательное, очень значимое средство развития детей, так как позволяет увидеть достижения и результаты: работы ребенка, работы педагога, совместной деятельности детей и родителей. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Они не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.
18 слайд. Кульминацией традиционных праздничных мероприятий являются любимые детьми чаепития с отцом Михаилом, которого они всегда ждут и считают другом.
19 слайд. Духовно-нравственное воспитание детей предполагает активную работу с их родителями. Без родителей в дошкольном возрасте просто невозможно освоить традиции своего народа. Педагог может обеспечить только два элемента освоения традиции – знание традиции, опыт ее освоения, но третий элемент - построение личного бытия на основе этого опыта, обеспечивает семья.
20 слайд. Наш детский сад всегда рад гостям. Жизнь в нем кипит и бьет ключом радости.