Татьяна Тоскоракова
Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного образования нравственное воспитание занимает далеко не первое место. Педагоги, выполняя заказ родителей, ориентированы, прежде всего, на подготовку детей к школе, которая нередко рассматривается как формирование определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Между тем успешность обучения в школе зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от социально- нравственных представлений : уважительного отношения к взрослым и сверстникам, чувства патриотизма и т. д.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика Хакасия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Важным средством нравственного воспитания является приобщение детей к культуре хакасского народа. Приобщение к культуре особенно значимо в дошкольные годы. Посещая кружок «Культура Хакасии» и на занятиях по краеведению дети узнают культуру, быт, традиции хакасского народа. Работая по этой теме, мы поставили следующие задачи:
- Воспитание уважительного отношения к сверстникам взрослым разных национальностей, национальным традициям и обычаям хакасского народа.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.
- Приобщать к культуре и традициям хакасского народа.
- Воспитывать лучшие качества : трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие,
гостеприимство.
- Развитие интереса к устному народному творчеству.
Изучают дети культуру хакасского народа через устное народное творчество, художественную литературу, музыкальное народное творчество, этнические - мини- музеи.
В педагогический процесс были включены разнообразные формы работы с детьми: игры- занятия, беседы, викторины, праздники, спортивные состязания, мини- театры и др.
В группах оборудованы национальные уголки, создается и приобретается необходимый дидактический материал, создана игротека игр разных народов, совместно с родителями изготовлены атрибуты к играм.
Занятия проводятся в форме увлекательной игры, беседы. Праздники Чыл- пазы (Новый год, Чир – Ине (День Матери-земли, Хуртуях- (День почитания пожилых людей) заканчиваются традиционными, национальными блюдами. Атмосфера игры и праздника воспринимаются детьми как увлекательное действо. События празднования подаются в игровой, театральной форме, многие из них заканчиваются вопросом, ставя детей перед нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своих мыслях чувствах и поведении в похожей ситуации. Предлагается детям рисовать свои впечатления о празднике. Работа по нравственному воспитанию не заканчивается на занятии, ведь потом ребята рассказывают родителям о том, что им понравилось, делятся угощением, поздравляют сами друзей и близких, показывают рисунки дома, составляют с воспитателями фотоальбом о праздниках. В процессе такой работы дети становятся дружнее, а их разговоры содержательнее: развивается их любознательность, удовлетворяется потребность в приобщении к миру взрослых. Дети больше узнают о Родине, традициях и обычаях хакасского народа. При этом работа построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Родители с большим интересом
«открывают» для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и сообща осмысливать содержание праздника и становится активным его участником.
Воспитание у детей нравственных чувств - это сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, честным ит. п.) . Формирование этих представлений основывается на доступных, конкретных, образных примерах из жизни и художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом очень важно, развивать у детей способность устанавливать причинно- следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своих появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.
Воспитание гуманных чувств находится в тесной зависимости не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события : радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п.
Работая по этой теме, у детей повысился уровень знаний о животном и растительном мире, дети знают хакасские народные сказки, узнают героев, знают блюда национальной кухни, национальную одежду, утварь, национальные игры, а также формируются у детей этические представления. Мы продолжаем воспитывать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Литература:
1. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Под редакцией А. М. Виноградовой.
2. «Нравственное воспитание дошкольников» Под редакцией В. Г. Нечаевой.
3. Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
4. Космачева Н. В. «Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников» // Детский сад: теория и практика. 2011 №4. С. 17- 26.