Нина Ивановна Воробьёва
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.
Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а так же их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И. А. Ильин, Д. С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.
Если обратиться к понятию "патриотизм", в контексте - "воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения", то необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях. Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д. С. Лихачев).
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Нам близка позиция О. А. Князевой и М. Д. Маханевой по данной теме. Пожалуй, ни одни другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах - протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели, облегчая тем самым себе труд незамысловатыми мелодиями. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы, ярмарки испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи как в деревне, так и в городе.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
В эпоху древнерусского государства в литературных памятниках ключевыми являлись понятия «Русская земли», «родная сторона», «мать-земля». Любовь к Родине, готовность к защите Отечества являлись главной идеей многих пословиц и поговорок («С родной земли - умри, не сходи», «Своя земля и в горести мила», «Родная земля - мать, чужая - мачеха» и др.). Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию духовно-нравственного и патриотического сознания.
Так, в основе этико-педагогической концепции «Повести временных лет» Нестора лежит борьба добра и зла. Добро отождествляется с патриотизмом и нравственностью, стремлением к процветанию родной страны. Носителями добра выступали Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий. Согласно Д. С. Лихачеву, идеальный образ князя являлся воплощением любви к Отечеству.
Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако, типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду" как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Правда, уже в младших группах Программой предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др., малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. Например: "Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу"; "Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства" и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.
Для педагогической мысли начала XX в. было характерно продолжение поиска и форм национального воспитания. Рассматривая вопрос о слабом развитии патриотизма в русском образовании, педагог и писатель А. А. Мусин-Пушкин характеризовал систему воспитания следующим образом : «Наше юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности престолу и Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями». По словам педагога, только на почве любви к родной, через восприятие величавых образов литературы, русской истории «возможно в будущем широкое развитие духовных сил народа и полный расцвет народного гения».
Так, В. А. Сухомлинский утверждал, что «в духовно-нравственном воспитании ярче всего выражается проектирование человека. Воспитывая юного патриота, мы представляем себе, каким оказался бы наш питомец в час тяжелых испытаний для Родины. Если бы духовно-нравственное воспитание не предвидело этого, оно было бы бездейственным. Задача воспитателя - открыть перед каждым питомцем все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, город, колхоз, предприятие, где работают родители, и славное прошлое Отечества, его героическая история. братская дружба народов нашей Родины. Быть действительно преданным Отечеству гражданином - значит любить его таким, каким его создали и утвердили старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий». Значительное внимание В. А. Сухомлинский уделял семье: «Родина начинается с матери, родившей и вскормившей человека, с людей, отдавших частицу своей души во имя творения другого человека. От людей родных и близких, от духовного общения с ними юный гражданин приходит к понятию «соотечественник», к великому представлению о Родине».
Баукова Н. Н., Бех Л. В., Баландина Л. А., Корчаловская Н. В., Калайтанова Г. Н., Сундукова А. Х. в методическом пособии «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» научно прописали компоненты духовно-нравственного воспитания, на которые мы опираемся в своей работе:
1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) :
о культуре народа, его традициях, творчестве;
о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
о символике родного хутора, города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) :
Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
Интерес к жизни родного города и страны;
Гордость за достижения своей страны;
Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
Восхищение народным творчеством;
Любовь к родной природе, к родному языку;
Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) :
Труд;
Игра;
Театрализованная деятельность;
Продуктивная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Познавательная деятельность.