Наталья Полещук
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность
Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры [1. Стр. 80].
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» размещена в разделах
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь происходит процесс духовного развития. Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В своей работе я активно использую проектный метод. Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка, таких как доброта, ответственность, забота, сострадание. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое [2. Стр. 5-6]. Благодаря интеграции проектный метод позволяет изучить проблемную ситуацию со всех сторон. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Известно, что ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Работая над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявляю творческий потенциал всех участников, воспитываю духовно-нравственные ценности [3].
И более подробно я хочу рассказать о проекте, который был проведен в нашей группе. Это проект «В гостях у синички».
Тип проекта познавательно- исследовательский. Срок реализации проекта : ноябрь-январь 2022 год.
Цель: Приобщить детей и их родителей к привычке помогать зимующим птицам в зимнее время; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Формирование основ экологической культуры.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
3. Расширить кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание.)
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
5. Развивать речь, используя художественную литературу.
6. Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать помощь.
Формы и методы реализации проекта были подобраны следующие:
• рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы;
• утренние беседы;
• работа в книжном уголке;
• тематические выставки работ;
• взаимодействие с семьей. (Беседы с детьми, изготовление кормушек, заготовка корма для птиц).
Проектная деятельность затрагивает все образовательные области [4].
Развитие речи: беседы «Пользу или вред приносят птицы», «Кто заботится о птицах», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?». Рассказ – описание внешнего вида зимующих птиц.
Познание: разгадывание загадок. Прослушивание голосов зимующих птиц, звуков природы.
Физическая деятельность : подвижные игры «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кот»
ФЭМП Тема «Сколько птиц на ветке?», «Сосчитай синичек»
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Птичья столовая» В. Бианки «Синичкин день», «Наши птицы», «Кто чем поёт?», «Синичкин календарь»,А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Художественное творчество: Аппликация (коллективная работа) «Синички и снегири»
Рисование красками «Снегири на ветках рябины»
Аппликация и лепка (коллективная работа) «Накормим синичку»
Работа с родителями. Разучивание стихотворений о зимующих птицах, беседы. Совместное изготовление и развешивание кормушек. Заготовка корма для птиц. Выставка аппликаций и рисунков.
Итоги проекта :
В процессе реализации проекта «в ГОСТЯХ У СИНИЧКИ» дети узнали о зимующих птицах, к ним пришло осознание, что они могут сохранить жизнь пусть даже одной, но живой птице. Дети стали более внимательными, заботливыми и наблюдательными по отношению к нашим пернатым друзьям. Дети с большим желанием откликнулись на призыв сделать кормушки. По настоянию детей родители изготовили разные кормушки для птиц. Была организована выставка в группе, а потом эти кормушки были развешаны на всех площадках нашего детского сада. Ребята так же заготовили корм для наших друзей, и каждый день подкладывали его в кормушки. Очень переживали за птиц. Ребята поняли, что от них многое зависит и к природе надо относиться бережно и с любовью.
Я считаю, что проектный метод помогает научить ребёнка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности [5].
Список используемой литературы.
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : метод, пособие. – М. : Мозаика-синтез, 2012. – С. 80.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010. С. 5-6.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.
4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д., 1996.
5. Прокопова А. Формирование заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10.